15 лет назад сотрудники МЧС России спасли Афганистан от гуманитарной катастрофы
Спасибо, шурави!
Тогда, после разгрома боевиков запрещённого в РФ «Талибана», спасатели Министерства по чрезвычайным ситуациям России стали первыми, кто пришёл на помощь афганскому населению. Все работы по оказанию помощи проходили в исключительно сложных условиях и зачастую с риском для жизни спасателей.
Общий объём гуманитарной помощи, которую Россия оказала Афганистану с осени 2001-го по конец февраля 2002 года, оценивается в 17 млн долларов. Однако это только прямые затраты, пошедшие на закупку и доставку грузов первой необходимости – палаток, оборудования, медикаментов, зерна, муки, сахара и пр., в эту сумму не включена работа специалистов МЧС по развёртыванию мобильных госпиталей, разминированию территорий и восстановлению дорог страны. Пожалуй, не стоит говорить, что в то время Россия и сама ещё не преодолела последствия экономического кризиса и постсоветской разрухи. Но для пережившего длительную войну Афганистана продовольствие и дороги были вопросом выживания населения. Операция МЧС России стала актом гуманитарного спасения страны.
Дорога жизни в Саланге
На первом этапе операции, начавшейся 2 октября 2001 года, самолёты МЧС России доставили в Кабул 175,2 тонны грузов с самым необходимым – палатками, продовольствием и медикаментами. Потом началась вторая стадия, когда грузы сперва направлялись в Душанбе по дороге, а затем авиацией и на автомобилях спасатели доставляли груз в Афганистан. Всего было сделано 83 рейса. Первый, состоящий из 26 грузовиков, отправился из Душанбе в Кабул через Нижний Пяндж и Кундуз уже 8 декабря 2001-го. Последний – 17 января 2002 года.
Дорога была сложной: маршрут проходил через девять высокогорных перевалов, которые регулярно заваливало снегом. Температура в горах зачастую держалась стабильно на отметке минус 30, опускаясь к концу декабря до минус 45–50. Однако российские спасатели справились с вызовом природы.
Едва ли не самым важным этапом гуманитарной операции помимо доставки продовольствия и медикаментов стало восстановление дорог и транспортной инфраструктуры. Первоочередной задачей было восстановление прохода через перевал по туннелю Саланг, соединяющему северную и южную части страны. Высокогорный туннель длиной 2 километра 636 метров, построенный советскими специалистами ещё в 60-х годах, стал для страны в прямом смысле слова «дорогой жизни». В конце 90-х он контролировался силами полевого командира Ахмад Шаха Масуда. В ходе боевых действий, проходивших в непосредственной близости от туннеля, он несколько раз был взорван. В результате почти полкилометра туннеля обрушилось – завалы из камней достигали четырёхметровой высоты, через которые ползком перелезали беженцы. Экспедицию российских спасателей Центра «Лидер», которым предстояло расчистить каменные завалы, возглавил заместитель министра МЧС России Валерий Востротин. Кроме россиян в восстановлении туннеля участвовали французы, которые шли с севера, и афганцы. Две команды «Лидера» работали внутри туннеля, ещё одна – на въезде в южный портал. Работа велась круглосуточно. В результате туннель удалось восстановить в рекордные сроки – всего за три недели, в течение которых были разобраны железобетонные завалы и обезврежено более 2 тыс. мин. Адские машинки ликвидировали самые опытные пиротехники МЧС России, получившие до того боевую закалку в Боснии, Хорватии и Косово.
Медицина катастроф
19 января 2002 года восстановленный туннель был открыт. Первыми по нему прошли грузовики МЧС России. Вскоре конвой из «КамАЗов» благополучно добрался до Кабула – в столицу Афганистана было доставлено 43 тонны зерна, 23 тонны растительного масла, 7 тонн бисквитов и 1200 кроватей.
В честь открытия перевала Афганистану был передан автотранспортный отряд из 30 «КамАЗов» и оборудование мобильного госпиталя МЧС России. С первых дней операции в Афганистане работали врачи отряда «Центроспас», 72-й центральной поликлиники МЧС России и Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России. В задачи госпиталя входила не только профессиональная врачебная помощь жителям Кабула, которой они не видели на протяжении долгих лет войны и правления террористического «Талибана», но и распределение доставленных медикаментов и оборудования по лечебным учреждениям города. Также российские врачи из центра медицины катастроф помогали оказывать специализированную медицинскую помощь своим коллегам в кабульских госпиталях, одновременно выездные бригады специалистов направлялись и в другие города страны. По состоянию на 20 января 2002 года врачи госпиталя оказали помощь 5830 гражданам Афганистана и провели 59 операций. Афганцы обращались к российским врачам с самыми различными жалобами – от простуды и язвы желудка до туберкулёза и других инфекционных заболеваний. Ежедневно медики принимали порядка 200 человек, внимательно и кропотливо оказывая помощь каждому.
Поставки в Афганистан продовольствия, техники и медикаментов продолжались вплоть до 2009 года. Однако именно тот первый этап стал признанным во всём мире примером героизма и самоотверженности российских спасателей, доказавших, что для них не существует невозможных задач.
Юрий Бражников, в 2001–2002 годах в ранге заместителя главы МЧС России руководил операцией в Афганистане:
– Эту уникальную масштабную операцию, которую мы провели за один год и четыре месяца, несмотря на столь короткий срок и условия, без сомнений, можно назвать успешной. На территории страны ещё продолжались боевые действия, и вопрос безопасности стоял достаточно остро. Помню, когда мы развернули гуманитарный центр, в который стекались все ресурсы для дальнейшего их распределения, пресса всего мира кричала, что на самом деле Россия устроила в Афганистане военную миссию. Хотя мы действовали по принципам, определённым ООН, с максимальной открытостью. И люди это оценили. Когда открылся госпиталь, перед ним выстраивались сотни людей. Афганцы были в шоке – никто не верил, что к ним просто так из другой страны приехали помогать врачи, что можно бесплатно взять еду. Тогда слово «шурави» – так называли русских в Афганистане ещё со времён прежней войны – приобрело особый смысл.
Впрочем, поражены были не только афганцы. Масштаб операции и чёткость её организации оказались таковы, что это отметили и наши иностранные коллеги. Американцы потом признавались: мол, мы не ожидали, что вы сумеете за полтора дня посадить и разгрузить в Баграме более 20 «бортов». Браво, русские!