Гулкие закоулки вселенной Червонного Короля и порождённые ими звуки до сих пор не исчезли из нашего мира. Они вполне комфортно себя чувствуют, продолжая жить и воспроизводиться бывшими музыкантами легендарной формации King Crimson образца 1981-1984 годов.
В 2014 году, когда отмечалось 45-летие великолепной дебютной пластинки «In The Court Of The Crimson King» (1969), его олицетворяли знаковые фигуры поющего гитариста Эдриана Белью и басиста Тони Левина, а также барабанщика Пэта Мастелотто. Вместе с присоединившимися к ним на этот раз Маркусом Рютером, Джули Слик и Тобиасом Ральфом они творчески распоряжались доставшимся им неслабым наследством в проекте The Crimson Projekct.
Слушателей в Arena Moscow ожидал виртуознейший и плотный прог-рок с присущими ему монументальными нотками харда, скрежетом метала, гротеском психоделии и фантазиями арт-рока. Неожиданные импровизации «джаза по кинг-кримсоновски» (иногда его именуют «авангардом»), когда конкретная мелодическая структура музыки не сохраняется, а является вольной импровизацией каждого инструмента, также осеняли своим присутствием музыку проекта.
Концерт местами получился спорный, но очень живой! Сотканный из интенсивных «Thrak» и «Dinosaur» вначале, сыгранных в середине опусов «Crack in the sky», «Larks’ tongues in aspic Part II» и финальной «Matte Kudasai…» вместо ожидаемой «In the court of the Crimson King», он возбудил, а после остудил накал страстей!
Знатные музыкальные живописцы были убедительны и спокойны. Из-под их «кистей» выходили композиции колючие, местами резкие и злые, бескомпромиссные и парадоксально нежные, непростые для восприятия неподготовленным слушателем. Словом, всем, чем славился в восьмидесятых один из лучших составов King Crimson. А именно – волшебными альбомами «Discipline» (1981), «Three of a perfect pair» (1984) или тяжеленным «Vroom» (1994) с выпуклыми индустриальными настроениями.
Так, по-моему, могли бы звучать неординарные гранды арт и прог-рока, вроде Van Der Graaf Generator или Tuxedomoon, соединенные с причудливыми Nine Inch Nails и скорострельными Anthrax, будь они на плаву в 21 веке. Меломаны со стажем понимают, что мои сравнения, конечно, натянуты. Ибо уже в 1980-х музыка второй реинкарнации King Crimson не имела никаких, даже отдаленных аналогий с привычными течениями жанра.
В The Crimson Projekct упор делался на оригинальное гитарное звукоизвлечение (к примеру, причудливый инструмент «стик» Левина чего стоит) и скоростные сольные пассажи. Дорогого стоили уникальные вокальные импровизации (по сути) безголосого Белью и его достойная вокальная поддержка со стороны Джулии Слик.
Авто с российскими номерами необходимо вывезти из Финляндии в срок до 16 марта в связи с введённым ранее запретом на въезд в страну машин с регистрационными знаками РФ.
Барабанные партии Мастелотто были убедительны донельзя и выше всяких похвал! Определённо шоу было подчинено концепции прог-рока с его нешуточными претензиями к искусству и верности (установленным самими музыкантами) правилам игры.
Подытожим. В Первопрестольной вновь прозвучала уникальная музыка, к сожалению, не вызвавшая у большинства зрителей ответного резонанса. Хотя (для сведения читателей) стоит отметить, что в один день с The Crimson Projekct в Москве играли Брайан Мэй с Кэрри Эллис и 30 Seconds to Mars, несомненно, оттянувшие на себя немало меломанов. Но, по моей версии, даже если бы Белью, Левин и К выступали одни в этот холодный мартовский вечер в Москве, это мало что изменило бы в общем зрительском раскладе. Уж слишком элитарно и заковыристо их творчество для восприятия широких масс. Чем и ценно!
ТРЕК-ЛИСТ:
1. B’boom
2. Thrak
3. Dinosaur
4. Frame by frame
5. Sleepless b. Neurotica
6. Crack in the sky
7. Cusp
8. Larks’ tongues in aspic Part II
9. Three of a perfect pair
10. Matte Kudasai…
P.S. В 2024 году грядёт 55-летие шедевральной дебютной пластинки «In The Court Of The Crimson King» (1969), чему мы постараемся посвятить несколько строк.