Версия // Общество // Судостроительные мощности объединены безрезультатно?

Судостроительные мощности объединены безрезультатно?

18042

ОСКолки

фото: Евгений Асмолов/ТАСС
В разделе

К моменту создания Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) российское судостроение было сосредоточено в руках нескольких крупных частных судостроительных холдингов, которые в кризисных условиях 90-х смогли обеспечить реализацию ряда экспортных контрактов и тем самым сохранить дееспособность отрасли. В стабильные нулевые ландшафт целой отрасли перекроили заживо. «Наша Версия» решила серией публикаций подвести промежуточный итог достижений ОСК.

По-видимому, основной проблемой дальнейшего развития этих компаний было не недостаточное финансирование внутренних заказов и отсутствие механизмов инвестирования в новые разработки, а их слабая защищённость перед непредсказуемыми изменениями аппаратной и кадровой конъюнктуры в нашей стране.

Пугачёвщина

Объединённая промышленная корпорация (ОПК) принадлежала «православному олигарху» Сергею Пугачёву. В неё до 2010 года входили крупнейшие санкт-петербургские судостроительные предприятия «Северная верфь» и Балтийский завод.

Обо всех «грехах» Сергея Пугачёва писано-переписано. Поэтому мы не будем останавливаться на его жизнеописании. Отметим лишь, что когда Центробанк отозвал лицензию у пугачёвского Межпромбанка, его судостроительные активы были переданы в доверительное управление ОСК, которая, по всей видимости, назначила своих гендиректоров даже раньше, чем официально выкупила верфи. На аукционе они были выкуплены за 13 млрд рублей, хотя ЦБ сумел оценить и ссудить ВТБ 32 млрд рублей под залог кредита Межпромбанка. Кредит ВТБ Пугачёв так и не получил, а к 2010 году, когда он получил гражданство Франции и покинул нашу страну, «Северная верфь» и Балтийский завод вошли в состав ОСК.

Пусть заберут всё…

АКБ «Межрегиональный инвестиционный банк» (МИБ) являлся ещё одним центром консолидации российского надводного кораблестроения. Связанные с МИБ судостроительные заводы были объединены в составе Ассоциации средне- и малотоннажного кораблестроения, созданной в 2001 году. Ассоциация первоначально включала в себя ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград), ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область), ОАО «Амурский судостроительный завод» (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), ФГУП ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург), ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург), ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», а также сам АКБ МИБ.

В уставном капитале ОАО «Концерн среднего и малотоннажного кораблестроения» (КСМК, который был управляющей компанией объединения), по-видимому, наибольшее участие имел ЦМКБ «Алмаз» – 14,32%, а у остальных участников было по 14,28%. Однако КСМК контролировал АКБ МИБ, который и выступил в своё время учредителем ассоциации и её управляющей компании.

По теме

МИБ принадлежал Игорю Круглякову и его менеджменту. Ему соответственно через аффилированные структуры принадлежали контрольные пакеты ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» и ОАО «Амурский судостроительный завод», а также блокирующий пакет акций калининградского ПСЗ «Янтарь», который в 2004 году, выкупив у Внешторгбанка права требования к нему на 20 млн долларов, он взял под полный контроль.

Игорь Кругляков был в то время весьма близок к Сергею Чемезову и Денису Мантурову. Ходили предположения, что Ассоциация средне- и малотоннажного кораблестроения в полном составе войдёт в созданную в ноябре 2007 года госкорпорацию «Ростехнологии». Однако далее случилось совершенно для Игоря Круглякова непредвиденное «дело Сторчака».

Напомним, что уголовное дело было о создании организованной группы с целью хищения денежных средств из федерального бюджета под предлогом покрытия затрат, понесённых компанией «Содэксим» в размере 43,4 млн долларов при урегулировании долга Республики Алжир. По этому делу были арестованы заместитель министра финансов Сергей Сторчак, председатель совета директоров МИБ Вадим Волков, гендиректор фирмы «Содэксим» Виктор Захаров и Игорь Кругляков, который, по версии следствия, являлся её руководителем, обеспечивал финансирование и разработку преступных планов. 31 января 2011 года уголовное преследование прекращено «за отсутствием состава преступления».

Интересная деталь. В течение всего расследования Сергея Сторчака поддерживал, неоднократно публично за него вступался и ручался за него министр финансов Алексей Кудрин. О том, что Сергей Чемезов или Денис Мантуров хоть как-то заступались за Игоря Круглякова, нам не известно.

Говорят, что, когда у сидящего в камере Игоря Круглякова вышел из строя кардиостимулятор-дефибрилятор, требующий замены элемента питания, он сказал следователям: «Пусть забирают всё, только не убивают». Правда это или нет, история умалчивает, но к моменту освобождения Игоря Круглякова и закрытия уголовного дела некоторые предприятия Ассоциации средне- и малотоннажного кораблестроения уже были в составе ОСК, а МИБ был лишён банковской лицензии.

Скандалы, скандалы, скандалы

С момента создания ОСК её руководители на своём месте долго не задерживались. В течение года был Андрей Дьячков, потом год – Владимир Шмаков. И, наконец, с июня 2014 года – Алексей Рахманов.

Эта кадровая чехарда, видимо, не случайна, поскольку за всё время своего существования ОСК остаётся одной из самых проблемных структур российской оборонки.

Ещё в 2010 году Генеральная прокуратура также выявляла многочисленные нарушения в деятельности ОСК. Среди них невыполнение поставленных перед компанией задач сохранения и развития отечественного судостроения, нарушение финансового плана, заключение сделок «при наличии личной заинтересованности её руководства».

А по результатам проверки той же Генпрокуратуры в 2012–2013 годах было установлено, что финансовое состояние организаций ОСК ухудшается: выделяемые государством деньги для их оздоровления не использовались, а корпорация активно размещала их на депозитных счетах коммерческих банков. По данным прокуроров, за три года было размещено свыше 34 млрд рублей, а 200 млн рублей, полученные по ним в качестве процентов, оказались израсходованы на текущую деятельность и выплату премий. Здесь же отмечалось, что слабая кадровая работа способствовала участию непосредственных руководителей предприятий в хищениях.

Например, в октябре 2013 года было возбуждено дело по факту незаконной передачи коммерческим структурам имущества Балтийского завода на 23 млн рублей. В Хабаровском крае возбуждалось уголовное дело по факту хищения более 300 млн рублей с использованием вексельной системы – путём создания искусственного долга Амурского судостроительного завода перед офшорной компанией, зарегистрированной на Кипре. С Кипром была связана также история с продажей акций КБ «Вымпел», где после вмешательства правоохранительных органов суд признал сделку недействительной, а акции КБ были возвращены под контроль РФ. Уголовное дело было возбуждено по результатам проверки северодвинской «Звёздочки». В декабре 2014 года гендиректор «Северной Верфи» Александр Ушаков был обвинён в хищении 38 млн рублей. На это вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал: «Коррупция в ОПК идентична госизмене».

Компания одной из первых попала под санкции Запада, и Алексей Рахманов тут же заявил, что не видит трудностей с импортозамещением: «Здесь задача для нас относительно несложная». Итоги выполнения Рахмановым этой «несложной» задачи год назад были подведены на Морской коллегии в Санкт-Петербурге. «Если мы начнём анализировать, куда были потрачены миллиарды рублей, то выяснится, что в принципе сегодня должно было быть уже всё изобретено и давно иметься в демонстрационных образцах. Вот только на самом деле ничего нет. То есть деньги съели, а результатов ноль», – заявил вице-премьер.

А что скажет товарищ?..

Нам представляется, что создание ОСК было инициировано для своеобразного «ответного хода» против создания Сергеем Чемезовым его «Ростехнологий». Хотя, по идее, консолидирование военного судостроения в одних руках в рамках оборонной промышленности было бы логичным. Однако параллельно добивались и консолидации финансовых потоков по строительству судов в одних руках. Но строить современные корабли и контролировать финансовые потоки не одно и то же…

Каковы реальные последствия и «достижения» менеджмента корпорации и подотчётных ей предприятий, мы рассмотрим в следующих публикациях.

Справка

21 марта 2007 года был подписан указ президента России Владимира Путина № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация». По этому указу в ОСК должны войти все государственные судостроительные активы – ФГУПы – после акционирования и госпакеты крупных частных судостроительных предприятий. В мае 2008 года председатель правительства России Путин собрал своё первое руководящее совещание. Формирование корпорации закончилось в 2010 году.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2016 08:14
Комментарии 3
Наверх