// // Стихия концерна «Калашников» - земля, вода и небо

Стихия концерна «Калашников» - земля, вода и небо

4997

Боевые катера России. Часть 1

7
В разделе

Весь мир знает про автомат Калашникова. Вероятно, это самое популярное оружие в мире. На гербах и флагах нескольких государств изображен АК-47. Но время идет. Руководство концерна пришло к выводу, что в интересах обороны страны нужно серьезно расширять линейку выпускаемой продукции. Причем, это расширение должно произойти не за счет выпуска стрелкового оружия, его номенклатура вполне достаточна, а за счет разработки и налаживания серийного производства принципиально новой боевой техники.

Сюжет: Армия

На сайте концерна такое расширение описывается тремя словами: земля, вода, воздух. И если с землей давно всем всё ясно, речь идёт о знаменитом стрелковом оружии из Ижевска, то вода и воздух – принципиально новые направления. Рассмотрим продукцию концерна, которая обозначается на сайте словом вода.

Боевые катера – детище ХХI века

В ХХI веке новым содержанием наполнилось понятие боевые катера. Если в ХХ веке под боевыми катерами понимались торпедные, ракетные, сторожевые, бронекатера, то сейчас в это понятие вкладывается совсем иное. Конечно, ракетные катера никуда не делись. Но сейчас они существенно «подросли» в размерах и водоизмещении. По международной классификации теперь их относят к корветам. То же касается и сторожевых катеров. Так для чего же предназначены современные боевые катера?

В последние два десятилетия резко возросло значения специальных операций – в том числе и на море - с использование высокотехнологичного оружия. Боевые пловцы, наследники итальянской 10-й флотилии MAS и советской РОН (см. статью «Морские дьяволы Сталина»), должны иметь соответствующие средства доставки. Таких средств много, катера – одно из них.

Противостоят им бойцы ПДСС – противодиверсионных сил и средств. В их обязанности входят охрана портов и военно-морских баз от атаки из-под воды. На вооружении отрядов ПДСС находятся несколько типов катеров. Есть силы специальных операций, есть войска Росгвардии, которые выполняют свои задачи, в том числе и на воде. И для них нужны свои боевые катера, адаптированные для обеспечения исполнения их функций. Немного отличаются от классических боевых решений задачи, решаемые сотрудниками Федеральной службы охраны при сопровождении первых лиц на воде. У ФСО на вооружении стоят свои боевые катера.

Сейчас строится серия корветов проекта 22160 для Черноморского флота. Это корабли, предназначенные для патрулирования экономической зоны страны и проведения антипиратских операций. В состав штатного вооружения этих кораблей входят специальные бронированные ДШЛ – десантно-штурмовые лодки. Они тоже относятся к боевым катерам. Мало кто из читателей знает, что просто тральщики в мире перестали строить лет двадцать тому назад. Тогда же, в 80-90 годы прошлого века, появился новый класс кораблей – тральщики-искатели мин. Принципиальное отличие от просто тральщиков заключалось в том, что на вооружение искателей мин находились специальные телеуправляемые подводные аппараты, позволяющие находить мины на расстоянии от судна и обезвреживать их без угрозы тральщику. Со временем, словосочетание «искатель мин» исчезло, так как все тральщики стали оборудоваться такими подводными аппаратами. В качестве дополнительного оборудования, тральщики комплектуются радиоуправляемыми безэкипажными катерами, участвующими в поисках мин. И это тоже боевые катера. И последнее. В армиях ведущих стран все более важное место занимают дроны – наземные, воздушные и морские. Морские решают совершенно разные задачи без участия человека на борту. Это патрулирование, борьба с минами, ударные задачи, противолодочная борьба и так далее. Все такие дроны - тоже боевые катера. И о них пойдет рассказ в этих двух статьях.

По теме

Боевые катера концерна Калашников

Катера БК-16 и БК-18. проект 02510

Чтобы работать с новой для себя техникой, необходимо было расширить свои производственные возможности. Для этого в состав концерна Калашников были включены два судостроительных завода с богатой биографией, расположенных в городе Рыбинск Ярославской области: Рыбинская верфь и судостроительный завод «Вымпел». Обе верфи имеют длительную историю и трудовые традиции, выпускают военные и гражданские суда, но они не являются предметом этой статьи.

В отличие от остальных производителей, Калашников присваивает сериям своих катеров индекс БК – боевой катер. Строго говоря, нет чёткой привязки подразделения к типу катера. Специальная разведка флота (разведка СпН), силы специальных операций ССО, ПДСС флота могут пользоваться катерами одного проекта, хотя определенная закономерность есть.

Катера концерна Калашников проекта 02510. известные как катера типа БК-16 и БК-18 разработаны в компании «Еврояхтинг» (принадлежит Рыбинской верфи), при участии в рабочем проекте компании «Си тех». Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. «Прародителем» катеров такого типа является боевой катер CombatBoat 90 разработки шведской компании Dockstavarvet. Он закуплен и стоит на вооружении флотов 7-ми стран, включая ВМФ США и Великобритании. В некоторых странах его выпускают по лицензии, в некоторых проекты перерабатывают. В России есть два проекта – 02510 и 03160. И если последний, более известный как «Раптор» (о нем будет рассказ во второй части статьи) практически копия CombatBoat 90, адаптированная к российским условиям, то БК-16/БК-18 – это проект, скорее «по мотивам» CombatBoat 90. Катера строятся на судостроительном заводе «Рыбинская верфь» (входит в АО «Концерн Калашников»).

Водоизмещение катера типа БК-16 20,5 тонн, длина 15 метров. Скорость полного хода 40 узлов. Катер может нести несколько вариантов вооружения. Основой вооружения катера является дистанционно-управляемый боевой модуль разработки концерна «Калашников». Он бронирован и гиростабилизирован по двум осям, что позволяет вести точную стрельбу при качке катера. На этом боевом модуле могут быть установлены 12,7 -мм пулемет «Корд», или 40-мм гранатомет АГС-40 «Балкан». Катер вооружен также 4 пулеметами 7,62- мм по два на каждый борт. В случае необходимости катера оснащаются лёгкими беспилотниками – разведчиками ZALA 421-16ЕМ производства концерна «Калашников». Эти беспилотники могут передавать видео в режиме реального времени на расстояние до 25 км, в том числе, в темное время суток.

Катера БК-18 появились несколько позднее, когда БК-16 уже серийно производились. Он несколько крупнее БК-16, водоизмещение 25 тонн, длина 18,6 м., скорость 40 узлов. Как можно понять, катер БК-18 более сбалансирован для решения определенных задач. Они немного отличаются и внешне. Самое броское внешнее отличие - узкие иллюминаторы по бортам у БК-16 и их отсутствие у БК-18.

Ведется их серийное производство. Всего на вооружение флота и ССО к маю 2019 года находятся 4 катера БК-16 и 8 катеров БК-18. Все они базируются на Черном море и на Севере. Относительно недавно, ко дню сил специальных операций, по каналу Россия -1 был показан сюжет об учении сил ССО на Средиземном море. По легенде учений необходимо было эвакуировать гражданских специалистов из одной средиземноморской страны. Катера БК-18 успешно справились со своей задачей.

По теме

При разработке проекта предлагалось несколько модификаций катеров. Однако строится сейчас только одна модификация – катер для сил специальных операций. В последнее время появилась информация о планах постройки еще одной модификации катера – водолазной. Подробностей пока мало, есть только информация о планах строительства двух быстроходных рейдовых водолазных катеров на базе БК-16. Их заказчиком является ГУГИ – Главное управление глубоководных исследований.

Эксплуатантов катеров этого проекта три. Первоначально это была разведка специального назначения флота и силы специальных операций. После того, как было принято решение о строительстве Крымского моста и его начали строить, встала задача охраны Крымского моста «из-под воды». Охрана была поручена Росгвардии, для чего в её составе была сформирована специальная морская бригада. Для её вооружения были заказаны несколько типов катеров, в том числе и БК-16. Эти катера уже поставляются в Росгвардию. Отличаются они от катеров флота и ССО окраской. Вместо трехцветного камуфляжа катера имеют синий корпус с красной наклонной полосой и белой надписью «Росгвардия», белую надстройку. В настоящее время два катера уже приступили к охране Крымского моста. Строительство катеров для «Росгвардии» продолжается. Эта серия стала третьей модификацией катеров семейства БК-16/БК-18.

В настоящее время портфель заказов с учетом построенных, строящихся и законтрактованных катеров составляет 30 единиц.

Катера БК-9 и БК-10

Характерной особенностью концерна «Калашников» в области создания боевых катеров является комплексный подход и создание целой линейки боевых катеров различного назначения. Такой подход – черта концерна, отличающая его от остальных участников рынка.

Катер БК-9 – это скоростная десантно-штурмовая лодка. В серию она пока не пошла, была показана на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Сейчас опытный образец испытывается на одной из баз ССО. Длина лодки 10 метров, водоизмещение пустой лодки 6,2 тонны. Скорость 40 узлов. Может брать на борт 8 вооруженных спецназовцев. Вооружение -1 пулемет «Корд» калибром 12,7 мм, 4 пулемета 7,62 мм.

Катер БК-10 – скоростной вооруженный транспортный катер для доставки десанта на берег. Длина 10,5 метров, скорость 40 узлов. Количество перевозимых десантников – 10 человек. Вооружение – 2 пулемета 7,62 мм, или гранатомет калибра 40 мм. БК-10 строятся серийно. Состоят на вооружении сил специальных операций. Базируются на Черном море. К 2018 году в строю было 10 единиц.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.06.2019 15:15
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх