Версия // Общество // Сопредельные территории России и Украины поставлены на грань выживания

Сопредельные территории России и Украины поставлены на грань выживания

2995

Пограничное расстройство

Разъезд «122-й километр» до отмены пригородного сообщения
В разделе

10 августа несколько сотен харьковчан заблокировали отправление поезда повышенной комфортности Харьков – Белгород, который был введён вместо отменённых электричек между двумя важнейшими городами Слобожанщины. Эта акция вновь напомнила о болезненной проблеме всего российско-украинского пограничья: отсутствие демократичного по ценам и доступного транспортного сообщения между нашими странами. Похожая ситуация назревает и на стыке Ростовской и Луганской областей, и это несмотря на подписанное почти год назад соглашение об упрощённом порядке пересечения государственной границы между нашими странами.

В Советском Союзе было немало территорий, более интегрированных в жизнь соседней республики, чем даже своей собственной. Одной из них являлась западная часть Тарасовского района Ростовской области: в советские годы добраться в Луганск (тогда ещё Ворошиловград) было намного проще, чем даже в райцентр. С автомобильными дорогами в этом районе Придонцовья настоящая беда – проходимы они не для всех машин, да и не при всякой погоде.

Зато в сторону Луганска вела железнодорожная линия Миллерово – Дебальцево, по которой шесть раз в сутки ходил состав из 17 вагонов, ведомых тяжёлым магистральным тепловозом. Кроме него по участку каждые сутки проходило ещё по две пары местных и дальних пассажирских поездов, а также четыре пары товарных составов. Старожилы вспоминают, что найти свободное сидячее место в вагоне было нелегко даже на конечных станциях: расписание было привязано к началу и концу смен на заводах самого восточного областного центра Украины, дававшего работу нескольким тысячам жителей Тарасовского района.

Распад единого государства стал для местных жителей настоящей катастрофой: паромная переправа через Северский Донец оказалась нежизнеспособной в новых экономических условиях. Резко сократились железнодорожные перевозки: с обеих сторон оставили по одному пригородному поезду. В 2007 году россияне отменили состав, ходивший из Миллерова, а спустя три года их примеру последовали и украинцы. Официальным поводом для отмены поезда объявили эпизоотию африканской чумы свиней в Ростовской области, хотя на самом деле идея закрытия железнодорожных пунктов пропуска «Ольховая» и «122-й километр» уже давно выдвигалась как российскими, так и украинскими структурами, ведающими обустройством государственной границы.

Те, у кого имелась регистрация в приграничных районах, могли добираться друг к другу через местные переходы, а вот всем остальным приходилось делать 200-километровый крюк через Миллерово или Каменск-Шахтинский. На это требовался целый день и в 10 раз больше денег. Как результат резко выросло число нелегальных переходов границы. Сёла на западе Тарасовского района оказались поставлены на грань выживания, обыденностью стали заброшенные дома, а прекращение товарообмена лишило людей источника дохода.

Проблемы, вставшие перед жителями приграничных территорий по обе стороны Деркула, заставили их начать борьбу за свои законные интересы. В марте 2008 года в Луганске была зарегистрирована общественная организация «Союз соотечественников приграничья Луганской и Ростовской областей». «Только на прошлый год у меня в списках числилось 5 тыс. жителей Луганской области и столько же в приграничных сёлах Тарасовского района, имеющих родственников на другой стороне. Нам несколько раз удавалось отстоять железнодорожную линию от продажи на металлолом, мы добились введения регулярных рейсов автобуса к погранпереходам, но до полного решения проблем ещё далеко, а власть на местах в этом плане ведёт себя весьма пассивно», – рассказывает председатель организации Владимир Ивженко.

Подписанное в октябре прошлого года донецкое соглашение об упрощении порядка пересечения российско-украинской государственной границы уже ратифицировано парламентами двух стран. Однако до сих пор не восстановлены ни движение столь необходимого людям пригородного поезда, ни паромная переправа. А на все обращения жителей в структуры, ведающие обустройством границы, приходят отписки от киевских и московских чиновников.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.08.2012 15:45
Комментарии 0
Наверх