Версия // Общество // После повторного расследования посадки А320 в поле «Уральским авиалиниям» рекомендовали избавиться от топ-менеджеров

После повторного расследования посадки А320 в поле «Уральским авиалиниям» рекомендовали избавиться от топ-менеджеров

4833

С вещами на вылет?

После повторного расследования посадки А320 в поле «Уральским авиалиниям» рекомендовали избавиться от топ-менеджеров
В разделе

Завершилось повторное расследование сентябрьского авиаинцидента с аварийной посадкой самолета А320 в поле под Новосибирском. Росавиация пришла к неожиданным выводам: регулятор считает, что «Уральским авиалиниям» стоит уволить двух топ-менеджеров компании, занимающим свои посты не первый десяток лет. Как оказалось, дело не только и не столько в ошибках пилотов – фокус сместился на недостатки в обеспечении безопасности полетов и организации летной работы.

На прошлой неделе комиссия Росавиации закончила повторное расследование аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний» в поле под Новосибирском. Результаты первого разбирательства не устроили регулятор, и не случайно – сейчас комиссия пришла к несколько иным выводам. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на отчет, который датируется 4 апреля.

Напомним, инцидент произошел 12 сентября 2023 года. Airbus A320 следовал из Сочи в Омск. При заходе на посадку в аэропорт прибытия выяснилось, что неисправна «зеленая» гидросистема – это стало ясно при выпуске шасси. Экипаж, который потом объяснил свои действия опасениями не сесть на слишком короткой ВПП, принял решение уходить на запасной аэродром в Новосибирск, но из-за повышенного расхода топлива не смог дотуда дотянуть. Экипаж принял решение сажать борт на относительно ровную площадку – в пшеничное поле в 186 километрах от Новосибирска. В результате случившегося никто из 167 человек, находившихся на борту, не пострадал.

Чистить в верхах

Первое расследование, проводившееся комиссией Западно-Сибирского МТУ Росавиации, завершилось в конце октября. Однако спустя неделю отчет был отменен – Росавиация указала на ряд содержащихся в нем ошибок: недочеты в расчетах, противоречия, не нашедшие подтверждения данные, некорректные рекомендации, которых явно недостаточно для того, чтобы предотвратить такие события в перспективе, и не только. Не отразились в отчете и претензии к уровню теоретической и тренажерной подготовки пилотов «Уральских авиалиний». В итоге назначили новый состав комиссии, и расследование продолжилось.

Во втором заключении комиссия сообщила, что к аварийной посадке самолета в поле привели многочисленные нарушения и ошибки, допущенные экипажем – из-за них при уходе на запасной аэродром не хватило топлива, и в итоге самолет оказался в поле, откуда его до сих пор не вывезли А пилоты, в свою очередь, совершили все эти ошибочные действия из-за «недостатков в обеспечении безопасности полетов, организации летной работы и профессиональной подготовки членов летных экипажей в авиакомпании».

Комиссия Росавиации дала «Уральским авиалиниям» рекомендацию помимо всего прочего изучить вопрос о соответствии должностям лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов. Это отражено и в отчете. Речь идет о летном директоре Сергее Глазкове и директоре по качеству Алексее Фомине, заместителях генерального директора авиакомпании Сергея Скуратова. Глазков работает в «Уральских авиалиниях» уже 31 год, стаж Фомина в компании – 24 года.

В авиакомпании заявили, что решение о соответствии Глазкова и Фомина остается за советом директоров авиакомпании, в который, к слову, входит Глазков.

Рекомендовано и опасно

Комиссия указала на неудовлетворительный уровень подготовки пилотов Сергея Белова и Эдуарда Семенова, которые управляли самолетом А320 во время рейса из Сочи в Омск. В частности, согласно ее выводам, летчики имели недостаточно полное представление о работе систем самолета, их нормальной и аварийной индикации. Кроме того, члены экипажа нарушили технологию своей работы и порядок взаимодействия при возникновении отказов, не выполнили чек-листы, предусмотренные для аварийной обстановки, неправильно рассчитали посадочные характеристики и нужный объем топлива. Действия Белова и Семенова после того, как отказала гидросистема, стали дезорганизационными и непоследовательными.

По теме

Решение об уходе в Новосибирск принималось без оснований, необходимые расчеты проведены не были – а между тем, для того, чтобы долететь до запасного аэродрома, не хватило 5,6 тонны топлива. При этом экипаж понимал, что его остается мало, а шасси убрать невозможно.

Члены комиссии выяснили, что перевозчик рекомендует пилотам при возникновении неисправностей уходить в аэропорт, где имеется подготовленный технический персонал – это нужно для того, чтобы быстрее вернуть авиалайнер в строй, избежать задержек других рейсов и финансовых потерь. В этом признался командир воздушного судна. И именно поэтому А320 не стали сажать в Омске – там нет пресловутого персонала, в отличие от Новосибирска, и пилоты решили лететь на запасной аэродром на минимальном запасе топлива.

Упомянутая выше рекомендация присутствовала в брифинг-пакете для экипажей и доводилась до них перед рейсами. Но после эпизода 12 сентября этот отрывок убрали из документа – видимо, было понятно, что это повлияло на экипаж.

Пилоты, решая уходить в Новосибирск, опасались негативной реакции от «Уральских авиалиния» при посадке в Омске.

Коммерческий аспект

Комиссия обратила внимание, что «Уральские авиалинии» отдают приоритетное значение коммерческим интересам руководства перед вопросами безопасности, а подготовка пилотов и летная работа организованы «на низком уровне». Проверяющие посчитали, что на инструкторов ложится большая нагрузка, и они в основном занимаются выполнением производственных полетов и тренировками на тренажере в ущерб летно-методической работе. В сценариях тренажерной подготовки летчиков специалисты выявили перенасыщенность отказами систем – из-за этого не удается качественно отработать все элементы, и часть отказов пилоты не проходят вообще.

В «Уральских авиалиниях» согласились не со всеми выводами комиссии и попросили изменить некоторые формулировки – например, о низком уровне организации летной работы. Также представитель перевозчика в комиссии указал, что в отчете не нашли отражение такой фактор как психофизиологическое состояние экипажа.

Что будет с самолетом?

Уже семь месяцев А320 остается в пшеничном поле под Новосибирском. Авиакомпания арендует этот участок у колхоза имени Ленина. С момента авиаинцидента она уже выплатила колхозу 1,2 миллиона рублей. Помимо этого, «Уральские авиалинии» успели потратить 9,5 миллиона рублей на охрану авиалайнера, ограждения, выставленные вокруг него, контейнеры и так далее.

За прошедшее время звучали разные заявления о дальнейшей судьбе самолета. Изначально сообщалось, что его планируется восстановить. Для этого предлагали подождать морозов, обустроить взлетно-посадочную полосу, максимально облегчить самолет и попытаться поднять его с поля. Однако от этой идеи пришлось отказаться – согласно расчетам, плотность грунта была бы недостаточной, а везти сюда бетонные плиты, устанавливать их и делать полноценную ВПП в данном случае было бы нецелесообразно.

От местных жителей звучит другое предложение: многие из них выступают за то, чтобы оставить практически свалившуюся с неба достопримечательность рядом с колхозом и открыть в самолете музей или кафе.

Не исключено, что самолет распилят на части, снимут с него все оборудование, представляющее ценность – в условиях санкций каннибализация самолетов более чем оправдана – и вывезут вертолетом, а то, что останется, пойдет в утиль.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.04.2024 00:05
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх