Версия // Бизнес // Почему российским торговым сетям приходится заменять гипермаркеты небольшими магазинами «у дома»

Почему российским торговым сетям приходится заменять гипермаркеты небольшими магазинами «у дома»

1043

Сity-формат – новый черный

В разделе

Россияне меняют формат потребления: вместо долговременных закупок про запас в магазинах все чаще приобретают только те продукты, которые нужны на ближайшее время. Торговым сетям на это приходится реагировать, сокращая площади и открывая придомовые магазины вместо гипермаркетов.

Тенденцию подметили «Известия»: издание, ссылаясь на брокерскую отчетность за первое полугодие 2019 года, пишет, что гипермаркеты уступают место торговым точкам city-формата практически повсеместно. И это не только российский, но и общемировой тренд.

Представители Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), а также сети «О’кей» соглашаются: потребители действительно предпочитают магазины шаговой доступности и небольшие по площади – до 5 тысяч квадратных метров. Для сравнения, гипермаркеты обычно имеют площадь от 15 тысяч квадратов.

Брокерская компания в комментарии поясняет: площади сокращаются даже в процессе строительства. Например, «Ашан» в 2017 году начал строить магазин как раз площадью 15 тысяч квадратных метров, а открылся в итоге, через два года, магазин площадью всего 8 тысяч. В планах на 2020 год, говорят в компании, гипермаркетов нет – только магазины «у дома».

В том же русле ведут свою деятельность Metro cash&carry (у них в приоритете «мелкокалиберная, до 150 квадратных метров, сеть «Фасоль»), «Магнит» (одноименные магазины площадью 100-250 квадратов), «Перекресток» (до 1 тысячи квадратных метров).

Динамику сокращения площадей и изменения формата хорошо прослеживать по годам. Например, средняя площадь магазинов, которые принадлежат к сети «Лента», составляла в 2015 году 5,1 тысячи квадратных метров. А в 2018-м – 3,8 тысячи. «Пятерочка» выбирала помещения не менее 600 квадратов, сейчас перешла на магазины не больше 300.

В принципе, такие компактные магазины даже легче раскручивать, говорит комментатор. Но каковы причины, из-за которых приходится сворачивать площади и заниматься минимизацией? Их много.

Во-первых, последнее время отмечается постоянное снижение покупательской способности. Запасаться впрок часто не на что. С этим связано, кстати, и сужение ассортимента, на которое вынуждены были пойти некоторые ритейлеры. Например – сопутствующие непродовольственные товары. Их доля сократилась с 50-60% до 30-40%, отмечает брокер. Эти товары все больше людей предпочитают приобретать в интернете.

Вторая причина – делать покупки в небольших магазинах, расположенных недалеко от дома, просто удобнее. Экономится время и на дороге, и у кассы – в мелких магазинах нет больших очередей. По деньгам, между тем, выходит даже выгоднее: сейчас, говорится в отчете брокера, цены в больших магазинах поднялись, а вот торговые точки небольшого формата сумели подстроиться под покупателей.

Привычку отправляться на выходных в гипермаркет, чтобы закупиться на неделю-две вперед, сохраняет все меньшее число потребителей. «В последние годы гипермаркеты плохо себя чувствуют во всем мире. Потребители приходят туда закупаться впрок, а эта покупательская «миссия» постепенно умирает», – приводят «Известия» мнение Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»).

Что делать с гипермаркетами – это задача, которую предстоит решать практически всем компаниям, переориентируясь, очевидно, на более эффективное использование площадей либо даже решившись на реконструкцию (как уже, например, поступила «Карусель», проведя ребрендинг, расширив линейку овощей и фруктов и реконструировав 8 гипермаркетов).

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2019 17:50
Комментарии 0
Наверх