Версия // Общество // Купивших авто за границей до 29 октября россиян обязали платить утильсбор по новым правилам - суммы выросли в сотни раз

Купивших авто за границей до 29 октября россиян обязали платить утильсбор по новым правилам - суммы выросли в сотни раз

7946

Всё в утиль

Купивших авто за границей до 29 октября россиян обязали платить утильсбор по новым правилам - суммы выросли в сотни раз (фото: pxhere.com)
В разделе

Вариант экономии на ввозе автомобилей из-за границы для личного пользования резко потерял свою привлекательность. Всему виной - недавние изменения в законодательстве, из-за которых гражданам теперь необходимо платить утильсбор наравне с юрлицами. Обновленные нормы актуальны для рынков Армении, Казахстана, Белоруссии и Киргизии.

В августе этого года власти решили не мелочиться и одобрили кратное увеличение ставок утильсбора в зависимости от объема двигателя ТС. Вишенкой на торте стало недавнее постановление правительства, согласно которому с 29 октября действует такой порядок: если одно физлицо в течение года продаст машину другому, то нужно будет доплатить разницу по ставкам утильсбора для юрлиц. Точно также придется поступить и в случае ввоза компанией иномарки на территорию Евразийского экономического союза и последующем ее импорте гражданином в Россию.

Из нескольких тысяч к миллиону

Как пишет «Ъ FM», реализация нового постановления идет полным ходом. А сеть заполонили жалобы тех, кто ввиду обстоятельств попал под действие новых норм. В частности, в интернете можно найти описание случаев, что от россиян требуют оплаты по повышенным ставкам за те ТС, которые попали на российскую территорию до 29 октября.

Весьма показательной является история покупки автомобиля для личного использования жительницей Омска Марии. Машина была приобретена в Киргизии, и границу пересекла 14 октября, то есть, в принципе, проблем ничто не предвещало, да и документы были в порядке.

«Затем следовало получить электронный ПТС и паспорт обеспечения безопасности транспортного средства. У нас тут нет лаборатории, которая бы это делала», - рассказала Мария. По ее словам, предварительно она уточнила на таможне про оплату сборов, и там ей сказали о необходимости заплатить лишь утильсбор, поскольку Киргизия входит в Таможенный союз. Размер платежа на тот момент не испугал женщину и оказался ожидаемым - за автомобиль старше трех лет надо было заплатить 5,2 тысячи рублей. Однако документы на машину лаборатория выдала лишь 29 октября, а уже на следующий день владелице в таможне озвучили совсем другую сумму - 525 тысяч рублей. И вариантов в такой ситуации особых нет - либо платить названную сумму и пользоваться автомобилем, либо же оформить машину просто не получится.

Еще одной похожей историей с Business FM поделился мужчина по имени Антон. По его словам, он должен заплатить утильсбор, по размеру сопоставимый с ценой самой машины. Речь в данном случае идет о ТС 2018 года выпуска, приобретенном у автодилера-посредника из Армении. Ранее эта компания выкупила автомобиль на аукционе в США, после чего доставила в Армению и растаможила. Все, что оставалось сделать россиянину - это перегнать автомобиль на территорию РФ. По старым правилам утильсбор с физлица на такую машину составлял 5200 рублей, однако вступившие в силу 29 октября поправки превратили эту сумму в 1,27 миллиона рублей.

«Колоссальная сумма при условии, что я машину приобрел за такие деньги», - говорит мужчина.

Как рассказал один из жителей Сибири, купленный им в Киргизии Mitsubishi Outlander границу России пересек 21 октября. Однако процесс оформления документов затянулся, а когда бумаги были готовы, выяснилось, что утилизационный сбор подскочил с 3400 рублей до 844 800 рублей. Такой лишней суммы у мужчины в наличии не оказалось, поэтому оформить авто он не может. И как быть дальше тоже не совсем понятно, ведь за каждый день просрочки в оформлении начисляется пеня в размере 500 рублей.

По теме

Бунт в сети

Не секрет, что в странах ЕАЭС действуют пониженные таможенные пошлины, значит, с помощью посредников можно приобрести относительно дешевые автомобили. Учитывая желание сэкономить на покупке машины, спрос от россиян в последнее время имел устойчивую тенденцию к росту. И теперь получается, что таможня прикрыла эту вполне законную лазейку. Вроде бы для обычных граждан ничего и не изменилось, поправки коснулись юрлиц, но на деле все совсем не так. Если учесть, что практически всегда растаможка в странах ЕАЭС проходит под юрлицо, то избежать уплаты утильсбора по коммерческой ставке в большинстве случаев не получится. Естественно, такие изменения спровоцировали волну недовольств.

Жители Новосибирской области, купившие автомобилей за границей, решили, что если и искать справедливости, то сразу в верхах. Они направили обращение к президенту России Владимиру Путину, правительству страны, Генпрокурору и депутатам Госдумы. Соответствующих обращений на эту тему в сети становится все больше.

Сибиряки, которые купили машины за пределами России в срок до 29 октября не согласны с тем, что должны следовать новым правилам и обязаны оплачивать «коммерческий» утильсбор, который выше того, на что они рассчитывали, практически в 250 раз. О попадании в такую ситуацию, по некоторым подсчетам, заявили уже порядка сотни новосибирцев. И это лишь в отдельно взятом регионе. А сколько тех, кто столкнулся с подобными сложностями по всей стране?

«Мы просим государство обратить внимание на нашу ситуацию и дать нам возможность оплатить утилизационный по старым льготным тарифам», - цитирует покупателей BFM-Новосибирск. Здесь следует отметить, что люди не требуют отмены утильсбора, а лишь указывают, что постановление не учло важные тонкости вопроса. Более того, граждане уверены, не совсем верно и то, что условия ввоза были изменены в течение двух недель, без какого-то переходного периода. Возмущенные покупатели надеются, что власти их услышат и хотя бы введут мораторий на 30 дней на исполнение новых правил, дав тем самым возможность закрыть старые сделки.

Шансы и последствия

С одной стороны, информация про изменения в уплате утильсбора не была секретом, о ней много писали и рассказывали. Но учитывая серьезность и дороговизну вопроса покупки машины, избежать неприятных инцидентов, наверное, крайне сложно. Все-таки нужно дополнительное время, чтобы сориентироваться.

Руководитель думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов в беседе с «Парламентской газетой» признал, что эта проблема действительно стоит достаточно остро. По его словам, он уже направил соответствующее поручение экспертной группе по защите прав автомобилистов. Ситуация, отметил Нилов, будет проанализирована, после чего принято решение относительно того, что можно по ней сделать.

«Если потребуется, направим обращение к правительству. Если будет нужно изменение нормативных актов, инициируем соответствующие поправки и скорректируем действующие нормы в интересах автомобилистов», - заверил депутат. Он подчеркнул, что особого внимания заслуживают случаи при наличии у людей объективных причин, когда опоздали на несколько дней, не успели оформить нужные документы, что-то забыли учесть.

Что касается изменений, то они, по сути, требуют от покупателей авто быть внимательными - иномарку перед приобретением следует отследить и проверить, как говорится, по всем фронтам - изучить историю машины, узнать, где она произведена и откуда привезли, важным является и срок, в течение которого продавец являлся владельцем ТС. Кстати, если период владения больше года, то и переживать не о чем.

Еще одним очевидным последствием новых ставок утильсбора для физлиц эксперты называют неминуемый рост цен автомобилей, ввозимых в Россию по схеме параллельного импорта. Как отметил главред журнала «За рулем» Максим Кадаков, в первую очередь это коснется автомобилей среднего ценового сегмента.

«Это японские, корейские, некоторые немецкие авто», - пояснил он, добавив, что если раньше утильсбор составлял пять тысяч, то теперь в отдельных случаях он может доходить до миллиона.

«Если раньше ввозимая машина стоила, допустим, 3,5 млн рублей, и теперь к этой сумме прибавляется еще полмиллиона, это заметно», - сказал эксперт. Что касается дорогих машин, то здесь лишние полмиллиона-миллион, скорее всего, будут не так ощутимы для покупателей.

По словам Кадакова, сейчас говорить о каком-то серьезном проседании продаж все-таки преждевременно, поскольку, как показывает текущая ситуация, покупатель способен адаптироваться к любым ценам. При этом эксперт склонен полагать, что без некоторого снижения продаж обойтись вряд ли получится.

Что касается тех, кто сам того не ожидая попал под действие новых правил, то им может помочь переходный период. Однако пойдут ли на это власти, пока непонятно. Но что делать тем, для кого такие суммы являются попросту неподъемными? Ведь если дополнительных денег на утильсбор у покупателя машины нет, что автомобиль фактически пойдет на свалку - в утиль.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.11.2023 09:22
Комментарии 0
Наверх