Версия // Общество // В 1970 году английский авианосец столкнулся с советским эсминцем

В 1970 году английский авианосец столкнулся с советским эсминцем

3057

Таран у острова Крит

В 1970 году английский авианосец столкнулся с советским эсминцем
В разделе

«Холодная война» всегда велась на грани фола. Иногда эту грань переходили, и тогда происходили столкновения. На море в буквальном смысле слова. В этой статье мы расскажем, как в результате маневра английского авианосца «Арк Роял» произошло столкновение с советским эсминцем «Бравый».

HMS «Ark Royal» R-09

Во время второй мировой войны, по количеству авианосцев в строю, Великобритания делила второе-третье место с Императорской Японией. Британские тяжелые авианосцы имели бронированную полетную палубу, и были удачными представителями своего класса, хотя по водоизмещению (и, соответственно, количеству самолетов на борту), уступали американским тяжелым авианосцам типа «Эссекс». После войны, в Великобритании сложилась интересная, в чём-то уникальная ситуация. Все авианосцы, участвовавшие в войне, были списаны. Но на стапелях были заложены и строились небольшие серии тяжелых и легких авианосцев. Их не успели ввести в строй до мая 1945 года, а потом строительство заморозили. Но флот необходимо было пополнять современными кораблями. Английские моряки предложили достраивать авианосцы военных проектов, проводя при этом глубокую модернизацию кораблей. Появилась угловая полетная палуба и катапульты, а, самое главное – на них получили возможность базироваться реактивные самолеты.

По военным планом, ВМФ Великобритании планировал построить четыре тяжелых авианосца типа HMS «Audacious». Два корабля этого типа были после войны разобраны на стапелях, а два – HMS «Eagle» и HMS «Ark Royal» – решили достроить. HMS «Ark Royal» был введен в состав Королевских ВМФ в 1955 году и получил тактический номер R-09. Построенный корабль сильно отличался от первоначального проекта. Он имел угловую полетную палубу, паровую катапульту, оптическую систему посадки. На авианосце базировались реактивные самолеты взлетным весом до 14 тонн. Полетная палуба имела размеры 244 на 34 метра. Английские авианосцы времен «холодной войны» значительно уступали по размерам американским, но это были вполне современные корабли. Водоизмещение HMS «Ark Royal» составляло 41 000 тонн. Первоначально, авианосец нес 50 самолетов и вертолетов, после модернизации 1967 – 1970 годов их количество уменьшилось до 40. В качестве оружия самообороны, авианосец нес 8 двух орудийные установки с 114-мм универсальными орудиями и 40-мм зенитные автоматы «Бофорс».

Эсминец проекта 56К «Бравый»

По теме

Первые послевоенные эсминцы проектов 30К, 30-бис и 31 имели один существенный недостаток. На момент их строительства в стране не было 130-мм универсальных орудий. Все эсминцы этого семейства имели по две двухорудийные башни со 130-мм орудиями, но они были способны вести огонь только по морским и береговым целям. Воздушные цели для них были недоступны. После 1945 года это был большой недостаток – в войне на море авиация стала играть решающую роль. Исправить такое положение был призван следующий проект – 56. Это были последние советские пушечные эсминцы, без какого-то ракетного вооружения. Эсминцы проекта 56 стали по настоящему «рабочими лошадками» нашего флота. Проект оказался удачным, и на его основе было введено в строй целое семейство эсминцев.

Эсминец «Бравый» был построен на Николаевском судостроительном заводе в 1956 году. Первоначально, это был корабль проекта 56. В 1960 году его модернизировали по проекту 56К. На борту установили первый советский корабельных зенитно-ракетный комплекс «Волна» М-1. Суть модернизации состояла в демонтаже кормовой двухорудийной 130-мм башни, кормового счетверенного 45-мм зенитного автомата и кормового пятитрубного торпедного аппарата. Вместо этого вооружения была смонтирована надстройка с пусковой установкой ЗРК «Волна», аппаратурой управления и погребом для зенитных ракет. Кроме этого, на грот-мачте эсминца установили антенны ЗРК. То есть носовая часть корабли и его середина остались со старым вооружением, а на корме был установлен ЗРК, существенно повысивший боевые возможности эсминца.

Средиземное море, ноябрь 1970 года

Начиная с 60-х годов ХХ века авианосные соединения НАТО стали представлять для СССР особую угрозу. Дело в том, что согласно новой стратегии, часть ядерных ударов по СССР должна была наносить палубная авиация с авианосцев. Боеголовки были не очень мощные, но зато применение их с самолетов, базирующихся на авианосце, создавало эффект неожиданности. Поэтому ВМФ СССР стал отслеживать все авианосцы НАТО, находящиеся в море. Слежение осуществлялось по двум вариантам. Если авианосец находился в районе, откуда невозможно было нанести удар палубной авиацией по Советскому Союзу (например, в Северной Атлантике, или в районе острова Гуам), то слежение осуществляли разведывательные корабли. РЗК, благодаря своей аппаратуре, попутно определяли планы авианосного соединения. Если авианосец находился в акватории, откуда было возможно нанести удар палубной авиации по территории СССР, то авианосец сопровождал крейсер или эсминец. В случае начала массированной атаки, артиллерия кораблей должна была вывести из строя полетную палубу авианосца, тем самым лишив его возможности поднять в воздух ударную авиацию. Советский корабль был бы неминуемо уничтожен, но удар палубной авиацией по территории СССР был бы предотвращен. С американцами у советских моряков было неформальное соглашение, которого придерживались обе стороны. Суть его заключалось в следующим. Если советский корабль не пересекал курс авианосца (особенно тогда, когда тот поднимал, или сажал самолеты), и сопровождал авианосец, находясь позади него, то эскорт – эсминцы и крейсера – не препятствовали слежению советским кораблем американской авианосной группой. С англичанами было сложнее. Они всегда были готовы на неожиданный маневр.

1970 год. Эсминец «Бравый» проекта 56К несет службу в составе Средиземноморской эскадры – 5 Оперативной эскадры ВМФ СССР. В ноябре месяце эсминец находится в районе острова Крит, где ведет слежение за учениями ВМФ стран НАТО «Northern Wedding». 8 ноября командир эсминца капитан 2 ранга Леонид Николаевич Балыш получил приказ сменить эсминец «Неуловимый» и продолжить слежение за английским авианосцем «Арк Роял». В 06-00 по местному времени получив контакт от «Неуловимого», «Бравый» занял позицию на расстоянии 3 морские мили от английского авианосца. Здесь нужно сделать небольшое отступление. Во время предыдущих учений – «Lime Jug» – «Бравый» так же осуществлял слежение за «Арк Роялом», и во время маневрирования несколько раз пересекал курс авианосца. Возможно, англичане решили отплатить той же монетой.

По теме

9 ноября на авианосце были учения с полетами. К 21-00 последние самолеты произвели посадку, и авианосец лег на курс 140 градусов, имея скорость 14 узлов. Капитан 2 ранга Балыш, полагая, что полетов сегодня больше не будет, спустился в кают-компанию, приказав вахтенному офицеру старшему лейтенанту Орловскому удерживать эсминец на заданном пеленге и дистанции. В 21-31 «Арк Роял» увеличил скорость до 20 узлов и стал совершать резкий поворот вправо. Что важно. На авианосце никак не обозначили свой маневр. Из БИП – Боевой информационный пост – вахтенному офицеру сообщили о начале маневра авианосца. Орловский взял пеленг на авианосец – он не менялся. Старший лейтенант решил проверить информацию по РЛС. Данные радиолокации говорили, что дистанция резко сокращается, а пеленг не меняется. Это означало, что авианосец идет в сторону эсминца. Когда вахтенный офицер выбежал на крыло мостика, он увидел громаду авианосца, идущего прямо на «Бравого». За 4 минуты до столкновения, на «Арк Роял» включили огни, обозначающие, что он стеснен в маневрах и не может изменить курс. Орловский дал команду «Средний назад», что замедлило ход корабля. Молодой офицер растерялся и даже не доложил командиру о происходящим. Тот в это время разговаривал с офицерами в кают-компании. Зашедший замполит, посмотрев в иллюминатор, крикнул: «Командир, посмотри!». Балыш выскочил на мостик, и скомандовал «Полный вперед». Это было спасение корабля. Из-за того, что «Бравый» замедлил ход, нос авианосца был нацелен прямо посередине эсминца. В 21-40 «Арк Роял» ударил в кормовую часть советского корабля. Удар пришелся в район пусковой установки ЗРК «Волна». От удара эсминец накренился на 20 градусов. 7 человек, находящихся на юте, упали в воду. Советскому кораблю не хватило 15-20 метров и нескольких секунд, чтобы уйти из-под удара. Но всё равно, худшего удалось избежать. Авианосец водоизмещением 41 000 тонн, и идущий со скоростью 20 узлов просто бы разрезал эсминец пополам.

После столкновения оба корабля застопорили ход. Спустили шлюпки и приступили к поиску людей, оказавшихся за бортом. 4 человек подняли на «Бравый», одного – на «Арк Роял», двоих найти не удалось. Погибли два матроса. «Бравый» получил следующие повреждения: помят борт, погнуты шпангоуты, повреждена одна из направляющих ЗРК «Волна». Кроме этого, оказался погнут кронштейн левого вала, из-за чего скорость эсминца упала до 14 узлов. В соответствии с МППСС – международными Правилами предотвращения столкновения судов – вина была полностью на английском корабле. Он не проинформировал о своем маневре, а самое главное, «Бравый» был справа по отношению к «Арк Роялу», и английский корабль был обязан его пропустить.

После столкновения

Как водится, после такого происшествия, в западных СМИ появились масса публикаций на эту тему. Накал страстей был настолько велик, что МИД СССР вручил английскому послу ноту протеста по поводу грубого нарушения командиром «Арк Рояла» Рэе Лиго правил маневрирования на море, что и привело к столкновению и гибели двух человек. Документальных подтверждений, разумеется, нет, но всё указывало на то, что этот маневр командир авианосца совершил специально, возможно, как месть за опасные маневры «Бравого» ранее.

Эсминец возвратился в Севастополь, встал на ремонт в Северный док. На следующий день в город приехал Главком ВМФ. Как водится, заработала комиссия. По поводу вины командира авианосца никто не сомневался. Разбирали нарушения, которые допустил командир советского эсминца. А они были. Командир должен был находиться на мостике. Подменять его мог только старпом, опытный офицер, допущенный к самостоятельному управлению кораблем. Оставлять за старшего вахтенного офицера – молодого старшего лейтенанта было нельзя. Он просто растерялся в нестандартной ситуации. И хотя командир отсутствовал на мостике всего 16 минут – они стали роковыми для корабля.

Заключение

Командира эсминца Леонида Николаевича Балыша списали с корабля на береговую должность и понизили в звании до капитана 3 ранга. Эсминец «Бравый» находился в ремонте 8 месяцев. Корабль исключили из состава флота в 1987 году. Командир авианосца Р. Лиго дослужился до контр-адмирала. «Арк Роялу тоже потребовался ремонт – винты «Бравого» серьезно повредили гидроакустическую станцию авианосца. Корабль был исключен из состава Роял Нави в 1980 году.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.11.2023 11:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх