Версия // Конфликт // Киргизская трагедия может повториться в России

Киргизская трагедия может повториться в России

5569

Роковая посадка

Киргизская трагедия может повториться в России. фото: РИА Новости
В разделе

38 погибших, в том числе 17 детей, 11 пострадавших – таким оказался итог авиакатастрофы, случившейся 16 января в аэропорту Манас, где при заходе на посадку грузовой лайнер «Боинг-747» турецкой авиакомпании ACT Airlines рухнул на жилые дома. Киргизия в трауре – таких крупных техногенных катастроф в стране не случалось уже давно. Тем временем россиянам стоило бы внимательно присмотреться к обстоятельствам трагедии – к сожалению, подобное в любой момент может произойти и в нашей стране.

Официально причины катастрофы ещё не названы, однако эксперты практически не сомневаются, что итоговым выводом комиссии Международного авиационного комитета станет версия, которая была озвучена с самого начала: к падению самолёта привела фатальная ошибка пилотов, вызванная погодными условиями. В тот день над Бишкеком висел густой туман. По всей видимости, командир «Боинга» неверно рассчитал траекторию посадки, отчего самолёт слишком поздно зашёл на взлётную полосу. Взлётно-посадочная полоса аэропорта Манас длиной 4200 метров позволяет принимать все типы самолётов, но 400-тонному лайнеру требуется порядка 3 тыс. метров, а их уже не оставалось. Судя по всему, заметив, что находится на середине полосы, командир корабля попытался уйти на второй круг, однако сделать это не удалось. В результате «Боинг» вылетел за пределы аэропорта, снеся бетонный забор, после чего рухнул на расположенный рядом коттеджный посёлок, раздавив 32 дома и находившихся в них жителей.

Именно близость жилья к аэропорту стала тем роковым обстоятельством, обусловившим такое количество жертв.

Теперь многие ставят в вину киргизским чиновникам это опасное соседство. Вероятно, следователи ещё зададут им вопросы, мы же лучше присмотримся к собственным реалиям.

Приземлился в гараж

Случаи падения самолётов на жилые массивы в России также фиксировались не раз. Так, в марте прошлого года при выполнении захода на посадку в Приморье на село упал самолёт Су-25. По счастью, обошлось без жертв и разрушений. Ранее, в 2008 году, в Перми разбился «Боинг-737» – лайнер рухнул близ пересечения улиц Советской армии и Карпинского. Местных жителей спасло только чудо – пикирующий «Боинг» вонзился в землю в 200 метрах от ближайшего дома.

К сожалению, чудеса случаются не всегда. В декабре 1997 года тяжёлый транспортный самолёт Ан-124-100 «Руслан» перевозил на своём борту из Иркутска во Вьетнам два истребителя Су-27. Спустя три секунды после взлёта у него вышел из строя один из четырёх двигателей, затем отключились ещё два. В результате самолёт рухнул на жилой квартал. Основной удар пришёлся на пятиэтажку по ул. Гражданской. В баках «Руслана» находилось 200 тонн керосина – от удара топливо выплеснулось на здание и моментально вспыхнуло. По причине выходного дня большинство жителей находились в этот момент в своих квартирах. Всего в пожаре погибло 49 человек, в том числе 14 детей.

Уже тогда многие отмечали: масштаб катастрофы мог быть меньшим, если бы иркутский аэропорт, равно как и пермский, не располагался в городской черте. Жилая застройка находится чуть ли не в 100 метрах от взлётно-посадочной полосы. В 2006 году это обусловило ещё одну трагедию: пассажирский A-310 при посадке выкатился за пределы полосы. Будь вокруг поле, ничего, наверное, не случилось бы. Однако аэробус врезался в примыкавший к «взлётке» гаражный комплекс. В загоревшемся самолёте тогда погибли 125 человек.

Пусто не бывает

Проблема критически опасного расположения аэропортов обсуждается в экспертном сообществе уже не первый год. Помимо иркутского и пермского практически в окружении плотной застройки находятся воздушные гавани Омска, Саратова, Новосибирска, Грозного, Магаса, Минеральных Вод и т.д. В миллионном Ростове-на-Дону аэропорт и вовсе находится глубоко внутри городских границ. В связи с этим, когда в марте 2016 года в ростовском порту разбился «Боинг» компании FlyDubai, местные отмечали: ошибись пилот с курсом, лайнер мог бы врезаться в жилые высотки.

По теме

Впрочем, в Ростове проблема опасного соседства скоро будет решена – уже к концу года должен заработать новый аэропорт, расположенный на значительном удалении от построек. Новый порт собирались строить и в Иркутске, однако из-за отсутствия денег проект пришлось заморозить. Затягивается строительство новых аэропортовых комплексов в Саратове и Омске.

В этой связи стоит отметить, что частью городского ландшафта аэропорты стали не сразу. В своё время их строили как раз на окраинах, окружая свободными территориями. Однако строительный бум последних десятилетий подтолкнул местные власти к мысли, что пустующие сотни гектаров земли выгоднее будет отдать под возведение жилья, чем держать без использования. При этом можно только догадываться, какими именно интересами руководствовались чиновники на местах. К примеру, в Саратове близ действующего аэропорта неожиданно выросли две десятиэтажки, перекрывшие обзор аэродромным локаторам. Как выяснилось, разрешение на их строительство в нарушение всех правил подписал экс-глава города Алексей Прокопенко, в связи с чем Следственный комитет возбудил в его отношении уголовное дело. Дома сперва предполагалось снести, однако граждане, купившие в них квартиры, пригрозили социальным взрывом. В итоге Росавиации пришлось построить новый радиолокационный комплекс, обеспечивающий безопасность полётов. Что же касается Прокопенко, то он не стал ждать суда и скрылся за границей.

Подобный случай не единственный. Так, летом 2015 года в Калининградской области судебные приставы остановили строительство жилого микрорайона, состоящего из восьми малоэтажных домов, которые должны были вырасти в километре от взлётно-посадочной полосы аэродрома Девау. А в ноябре прошлого года Восточно-Сибирская транспортная прокуратура обнаружила нарушения при строительстве жилья вблизи аэропорта Нижнеангарска.

Вне закона

«Согласно всевозможным нашим законам и требованиям, Федеральным авиационным правилам согласовывается только строительство высотных препятствий – более 10 метров. Остальные не согласовываются. Самое интересное, что должно согласовываться всё строительство, но, к сожалению, у нас этого не придерживаются», – прокомментировал в эфире «Бизнес-ФМ» генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачёв.

Недавно ситуацию, впрочем, попытались изменить. Летом прошлого года Минтранс РФ предложил внести поправки в Гражданский кодекс, разрешающие сносить постройки вблизи аэропортов, если они мешают безопасности полётов и негативно воздействуют на наземное оборудование. Свою жёсткую позицию представители ведомства объяснили тогда необходимостью остановить наконец тех, кто ставит под угрозу жизни пассажиров. Дальше терпеть нельзя, уверяли в Минтрансе – из-за бесконтрольного строительства уже приходится закрывать целые аэропорты, как это произошло в 2011 году с подмосковным Быково, где у конца взлётно-посадочной полосы выросла жилая многоэтажка. Есть опасения и относительно перспектив аэропорта Внуково. Однако в Совете при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства инициативу не поддержали, найдя в представленном проекте закона множество очевидных юридических изъянов. Документ в результате завернули, проблема же осталась.

Впрочем, помочь её разрешению, по мнению экспертов, можно было бы, приняв законопроект «О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации», регулирующий строительство на приаэродромной территории. Он был внесён в Думу ещё три года назад, рассмотрен и принят в первом и втором чтениях, но до третьего пока так и не дошёл.

Кстати

С 1991 года количество аэропортов в России уменьшилось с 1450 до 260, в результате чего число городов и населённых пунктов, связанных авиасообщением, сократилось с 2200 до 800. При этом, как следует из данных, представленных институтом «Аэропроект», износ основных производственных фондов региональных аэропортов составляет до 80%, а средний уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями – не более 60%. Для того чтобы все местные аэропорты отвечали необходимым требованиям, необходимо ежегодно инвестировать в их материально-техническую базу не менее 70 млрд рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.01.2017 17:22
Комментарии 0
Наверх