Версия // Общество // Как Тихоокеанский флот потерял 16 адмиралов и генералов

Как Тихоокеанский флот потерял 16 адмиралов и генералов

61444

«Бардак был неимоверный»

В разделе

Сорок лет назад, 7 февраля 1981 года, советский Военно-морской флот понёс самые большие потери среди высшего командного состава в своей истории. Одновременно погибли 16 адмиралов и генералов, а также 12 капитанов 1 ранга. Для сравнения: за всю Великую Отечественную флот потерял всего четверых адмиралов. К тому же тогда всё-таки была война, а это ЧП случилось в мирное время. Хотя поначалу на Лубянке не сомневались: произошедшее, без сомнения, дело рук американской разведки, решившей обезглавить Тихоокеанский флот.

Вечером 7 февраля на военном аэродроме г. Пушкин от золотых погон рябило в глазах. Утром в Ленинградской военно-морской академии завершился оперативный сбор высшего командного состава флотов СССР – в течение недели адмиралы с Тихого океана, Балтики, Чёрного и Северного морей под руководством командующего ВМФ Сергея Горшкова на картах пускали на дно американские авианосцы. Лучшим по итогам сборов было признано руководство Тихоокеанского флота. Гордясь победой, адмиралы, включая командующего ТОФ Эмиля Спиридонова, поднимались на борт Ту-104, на котором семью днями ранее прибыли в Пушкин. Улетавшие в то же время черноморцы шутливо подтрунивали: мол, пусть вы и лучшие, зато лететь вам дольше всех. «Ничего, долетим», – ответил Спиридонов.

В 18.00 Ту-104 вырулил, вышел на старт и начал разбег. Спустя восемь секунд после отрыва от земли провожающие увидели, как самолёт вдруг задрал нос в небо, став похожим на крест, после чего рухнул на землю в 20 метрах от взлётно-посадочной полосы. Мгновенно загорелся керосин в баках. К моменту, когда приехали пожарные машины, уже было понятно, что спасать некого. Погибли все 44 пассажира: высшие командиры Тихоокеанского флота, сопровождавшие их офицеры, а также шестеро гражданских – жёны и дети моряков и партийных руководителей из Владивостока, воспользовавшиеся возможностью слетать в Ленинград военным бортом.

Обезглавленный флот

Случившееся стало настоящим шоком – таких крупных авиакатастроф с участием такого количества многозвёздных пассажиров в стране ещё не происходило. Кроме того, Тихоокеанский флот фактически оставался без высшего руководства. Помимо командующего Эмиля Спиридонова – одного из самых опытных моряков в стране, которому в будущем прочили пост главкома ВМФ, – погибли командующий 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирал Виктор Белашев, начальник разведки флота контр-адмирал Геннадий Леонов, командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, начальник штаба ТОФ генерал-майор Степан Данилко, а также ещё множество опытнейших адмиралов и офицеров. Случись подобное в военное время, флот сразу бы становился неуправляемым и как следствие небоеспособным.

Неудивительно, что первой же версией причины катастрофы стала диверсия. Американцы действительно проявляли особый интерес к Тихоокеанскому флоту, в состав которого входили подводные лодки с ядерными ракетами. В случае перехода холодной войны в горячую именно они атаковали бы западное побережье США. Потому в ЦРУ шли на всё, чтобы выведать планы противника. В 1971 году глубоководная субмарина Halibut тайно проникла в акваторию Охотского моря, после чего боевые пловцы присоединили подслушивающее устройство к секретному кабелю связи, по которому командование флота вело переговоры.

В связи с этим на Лубянке не без основания предположили: если американцы и правда решили устранить командование Тихоокеанского флота, то это может означать одно – США готовятся к нападению. Флот срочно был приведён в боевую готовность. А особисты просеяли всех служащих на аэродроме, вычисляя предателя. Однако вскоре стало ясно, что шпионскими проделками здесь и не пахло. Ту-104 погубила другая, куда более прозаическая причина.

По теме

«Кто для адмирала второй пилот?»

В самом деле, если бы имела место диверсия, то самолёт либо взорвался бы в воздухе, либо у него отказала бы какая-то из систем. Пилотировал разбившийся Ту подполковник Анатолий Инюшин, опытный лётчик, который наверняка бы заметил неполадку и сообщил о ней на землю. Однако здесь всё выглядело так, будто самолёт летел-летел и вдруг что-то резко потянуло его назад.

Что это было, догадались сразу. Люди старшего поколения хорошо помнят: в те годы редкая поездка в столичные города обходилась без похода по магазинам – в провинции зачастую купить было просто нечего. Конечно, адмиралы за колбасой и конфетами по универсамам не бегали. Но также не летели домой с пустыми руками. В самолёт погрузили несколько дефицитных мебельных гарнитуров, ящики с апельсинами, а главное – два или три рулона типографской бумаги, каждый весом 500 кило. Бумага, которая тоже вдруг превратилась в дефицит, требовалась для флотской типографии – печатать бланки документов. Всё это загрузили в самолёт. Не закрепив, как положено.

«Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный, – писал бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота генерал-лейтенант Виктор Сокерин. – Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают, хамски указывая лётчикам: ваше место – возле штурвалов, а «здесь все с «мухами» на погонах». Второй пилот и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми».

В результате самолёт потерял центровку. Кроме того, по рассказам того же Сокерина, командующий ТОФ пожелал, чтобы в его салоне, расположенном в носовой части самолёта, больше никто не летел, из-за чего в хвосте набилась целая толпа. Потому и случилось то, что случилось: плохо закреплённый груз при взлёте сместился, покатившись назад, где и так имелся переизбыток веса. Самолёт вышел за закритический угол атаки, потерял управление и упал.

Другой Ту пошёл ко дну

Как было принято, трагедию тут же засекретили. Только военная «Красная звезда» дала короткий некролог на третьей полосе: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».

Однако выводы всё-таки были сделаны. Одновременно решением министра обороны Ту-104 был запрещён для использования в войсках. Кроме того, командующим объединениями запретили впредь летать одним бортом вместе со своими замами, а пассажирам, даже в генеральских чинах, указали во всём слушаться членов экипажа. Также вводилось обязательное правило производить перевозки багажа с предварительным его взвешиванием и использованием привязных ремней.

«Ну и что? Через год снова стали летать вместе, через два забыли про взвешивание багажа, а потом и всё вернулось на круги своя…», – писал адмирал Рудольф Голосов. Действительно, правила правилами, а приказ вышестоящего по званию для подчинённого – закон. Откажешься – можно и погон лишиться. Пример из современности – катастрофа Ту-154 с президентом Польши Качиньским. Установлено, что пилоты отказывались приземляться в условиях тумана, однако по приказу пьяного генерала ВВС всё же пошли на снижение. Как результат – гибель президента и всей военной верхушки страны.

А вот ещё момент, который смущает многих знатоков авиа­ции. В декабре 2016 года близ Сочи при взлёте упал в море и разбился военный Ту-154, вёзший в сирийскую Латакию артистов ансамбля им. Александрова и журналистов. Поначалу также говорили о возможном теракте, однако затем основной версией стала ошибка пилотов. Но затем заговорили о том, что лайнер якобы падал с неестественно высоко задранным носом – совсем как Ту-104 в 1981 году. А «Газета. Ру» написала: дескать, имел место перегруз самолёта, причём экипаж об этом не знал! Следственный комитет тут же опроверг версию о перегрузе, потому, конечно же, её не следует принимать во внимание. Хотя стоит учесть, что правда о гибели адмиралов стала известна только в начале 90-х. Кто знает, может быть, пройдёт лет 20 – и всплывут новые факты о другой странной катастрофе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2021 18:00
Комментарии 27
Наверх