Версия // Общество // Как чиновники уничтожают пассажирское судоходство в стране

Как чиновники уничтожают пассажирское судоходство в стране

6483

Когда поплывет белый пароход – 2

В разделе

Есть в российской государственной машине структура под названием ФГУП «Росморпорт». Эта уважаемая организация, в ведении которой находятся все порты России, и отвечает она за их бесперебойное функционирование. Ледокольные и лоцманские проводки, обеспечение бункеровки судов, дноуглубительные работы и многое другое, – вот чем успешно занимается ФГУП «Росморпорт». Но иногда это госпредприятие получает не совсем профильные задачи. О том, что из этого получается, мы расскажем в этой статье.

«Георг Отс»

С начала «нулевых» государства Прибалтики проводят все более враждебную политику в отношении России. Она проявляется во многом, в том числе и создании препон для сообщения с Калининградской областью. Новые жёсткие правила проезда для пассажиров поезда «Москва – Калининград», досмотры и предоставления полной информации при прохождении военных эшелонов, постоянная угроза прерывания железнодорожного и автомобильного сообщения – вот те реальности, в которых доставлялись грузы и пассажиры в наш балтийский анклав.

Чтобы обезопасить этот транспортный коридор, президентом России было принято решение о покупке двух паромов: железнодорожного и автомобильно-пассажирского. Были выделены деньги, чиновники Минтранса «взяли под козырёк» и купили железнодорожный и автомобильно-пассажирский паромы. Железнодорожный купили в Финляндии и назвали «Балтийск». Перевозит он, в основном, грузы Министерства обороны и благополучно служит до сих пор. Пассажирский паром купили в Эстонии. Это был еще советской постройки паром «Георг Отс». За весь период своей эксплуатации (в СССР, Эстонии и России) паром своего имени не менял. Всю свою жизнь паром отработал на линии Таллин – Хельсинки, за одним исключением. В 1986 году паром был неожиданно снят со своей линии и без объяснения причин совершил переход … в Рейкъявик, где на его борту состоялась встреча лидеров двух стран СССР и США М.Горбачева и Р. Рейгана.

Вот у «Георга Отса» всё не заладилось. Дело в том, что пассажирами парома стали обыкновенные граждане на обыкновенной паромной линии. И если у парома «Балтийск» был стабильный поток грузов от министерства обороны и гражданских ведомств, то за пассажиров «Отса» надо было бороться. Для чиновников же это была лишняя обуза, от которой ничего, кроме головной боли получить было нельзя. Ещё раз хочу сказать, что «Росморпорт» весьма почтенная организация, и работают в ней профессионалы, достойные уважения. Но в функциях «Росморпорта» нет задачи обеспечивать прибыльную работу паромных или круизных линий. Это отдельная отрасль со своими профессионалами.

Паром «Георг Отс»
Паром «Георг Отс»

Чиновники не любят работы, которая не приносит прибыли, не делает их (чиновников) более влиятельными, которая им просто не интересна и выходит за рамки их служебных обязанностей. И здесь напрашивается простой вывод. По аналогии с РЖД создать компанию, которая будет заниматься эксплуатацией такого рода линий, их раскруткой, получением прибыли (там, где это возможно). Если же этого ничего не делать, то будет получаться так, как получается у нас повсеместно.

Но вернёмся к парому «Георг Отсу». На Балтике он ходил с 2003 по 2010 годы. В 2012 году во Владивостоке должен был проходить саммит АТЭС. Чиновники с радостью подкинули идею о том, что паром может быть использован как резервная плавгостиница. Весь цинизм этой идеи заключается в том, что, действительно, существует практика, когда при проведении крупных международных мероприятий фрахтуются современные круизные лайнеры под гостиницы. Но современные круизные лайнеры это комфортабельные суда на несколько тысяч (!) пассажиров, а «Отс» имел пассажировместимость около 400 человек и комфорт на уровне 80-х годов прошлого века. Как выяснилось позднее, его планировали оставить на Дальнем Востоке, остановив работу важной линии на Балтике. Да, линия была убыточна, но её никто не раскручивал, знающие люди покупали билет на паром, не знающие – на поезд или самолет. «Росморпорт» спихнул паром со своего баланса на баланс Приморского края. Концовка этой истории печальна. Истратив большие деньги, паром перешёл под проводкой ледокола по Северному морскому пути во Владивосток. Путь из Мурманска до Анадыря был преодолен за 15 суток. Судно передали на баланс Приморского края. Губернатор Дарькин предполагал его использование на линии в Японию и Южную Корею. Депутаты краевого парламента выделили на ремонт парома 200 миллионов рублей. Для сравнения, на приобретение жилья сиротам в крае тогда выделили 127 миллионов. Деньги как-то растворились, под гостиницу для гостей саммита паром, естественно, не использовали, там жили работники спецслужб, обеспечивающих проведение саммита. После окончания саммита КГУП "Госнедвижимость" передало его в аренду некоему ООО. Это объяснялось тем, что содержание судна является убыточным. Формально был объявлен конкурс предполагаемых арендаторов. Удивительно, что победителем оказалось ООО "Техноморин" с уставным капиталом всего в 10 000 рублей. Предметом деятельности фирмы являлось строительство дорог и торговля предметами гигиены. Срок аренды составлял 2 года и заканчивался в декабре 2014-го. Ежемесячно фрахтователь должен был вносить сумму в размере 357,8 тыс. рублей. Однако позже выяснится, что никаких денег "Техноморин" ни разу не выплатил. Компанией было заявлено, что для ремонта и переоборудования судна на международные рейсы в России нет соответствующих условий. В начале 2013-го его отправили в Китай. С этого времени след судна затерялся, последний раз его видели в январе 2013-го на территории КНР. Арендаторы по-прежнему не вносили соответствующую плату. Судьба парома взволновала блогеров и журналистов (паром все-таки имел приличную известность и популярность). Они подняли тревогу. После чего подключились депутаты Госдумы (Михаил Старшинов), местные коммунисты и, наконец, ВРИО губернатора Владимир Миклушевский. Выяснилось, что паром "Георг Отс" пропал на территории Китая. Российский экипаж доставил его в порт Джошуань, после чего все его члены были уволены. Они получили полный расчет и были отправлены в Приморье. На борт судна поднялись китайские матросы. ООО "Техноморин" сменило адрес прописки и своего руководителя. Вместо Сергея Гилева организацию возглавляло подставное лицо, а юридический адрес привел следователей в Новочебоксарск. Сам Гилев понимал, что стал пособником мошенников, поэтому скрылся за рубежом. Известно, что какое-то время он вместе с семьей проживал в Китае, затем перебрался в США, Индонезию.

Паром «Георг Отс»
Паром «Георг Отс»

Предполагая, что скандал должен утихнуть, вернулся в Россию, поселившись в Белгороде. Но правоохранительные органы вышли на след бывшего руководителя сомнительной фирмы и задержали его в Крыму. Состоялся суд. Экс-руководитель КГУП "Госнедвижимость" организовавший аферу – в бегах. В ходе судебного разбирательства было доказано, что инициатором хищения судна был именно руководитель КГУП "Госнедвижимость". На переговорах, которые велись по телефону и в его кабинете (Алеутская, 45 А), он четко заявил о желании получить 200 тысяч долларов на счет в Таиланде и % от продажи парома. Дело против него было выведено в отдельное производство. Сергей Гилев получил 4 года.

Судьба самого судна, к сожалению, печальна. Теперь его можно увидеть только на фотографии.

Так, не захотев выполнять поручение президента, одни чиновники избавились от парома под предлогом его использования в другом регионе страны, где местные, судя по всему, предварительно «распилив» деньги на ремонт, тупо продали судно на металлолом.

«Князь Владимир»

Судьба сделала так, что «Росморпорту» пришлось ещё раз наступить на те же грабли.

Крымско-Кавказская линия (ККЛ). В царской России и во времена СССР линия представляла из себя кольцевой маршрут Одесса – Севастополь – Ялта – Новороссийск – Сочи – Сухуми – Батуми – Одесса. Сначала это была классическая транспортная линия, потом – только туристическая, круизная. Отправление судов было каждый день. После развала СССР в конце нулевых было несколько попыток украинских и российских судовладельцев и туристических компаний возродить ККЛ. Больше чем 2-3 года никто не продержался. Разбор причин, почему так происходило – вне рамок данной статьи. Важно, что в 2017 году президент РФ распорядился о покупке пассажирского лайнера для возрождения ККЛ. Крайним (т.е.ответственным за покупку) опять был назначен «Росморпорт». А дальше перед глазами изумленных наблюдателей развернулась сюрреалистическое действо. На покупку, как и в случае с паромом «Георг Отс», были выделены средства. Но «Георг Отс» был хоть и старым советским паромом, но он идеально подходил под поставленные задачи и соответствовал по техническому состоянию и возрасту (был спущен на воду в 1979 году, передан заказчику в 1980). На удивление всех покупатели рассматривали всего два варианта: бывший морской паром, впоследствии переделанный в круизный лайнер «Roy Star» постройки 1971 года (в 2017 ему было 46 лет!) и более молодой круизный лайнер (кстати, первоначально тоже паром) "Ocean Gala", спущенный на воду в 1982 году. Что происходило при выборе и покупке достоверно неизвестно, как неизвестно, почему было выбрано 46-летнее судно, явно не в лучшем техническом состоянии. Тем временем интрига продолжала закручиваться. В прессу делались вбросы, что паром куплен, на туристических выставках раздавались буклеты. А официальной информации не было. Соответственно, никто не занимался раскруткой линии и продажей билетов. Срок, поставленный президентом для решения этой задачи, истек, и только через некоторое время официально объявили, что «Roy Star» куплен, переименован в «Князь Владимир» и … что он находится на ремонте в Турции, на верфи города Тузла, т.к. имеет серьезную поломку двигателя. Эта информация косвенно подтверждалась тем, что Тузлу лайнер вели на буксире. Через какое-то время лайнер все-таки добрался до Сочи, но тут встал следующий вопрос. Любой морской или речной корабль должен получить класс в любом международном или отечественном регистре. Состояние же теплохода было таково, что не только в международных классификационных обществах, но и Морском регистре России его зарегистрировать не смогли! Пришлось морской круизный лайнер водоизмещением 9 000 тонн, регистрировать в Российском Речном Регистре (РРР). Требования к судам в РРР по понятным причинам слабее. Тем временем собрали экипаж, совершили пробный рейс, и началась эксплуатация. Правда, дотошные журналисты и неравнодушные пассажиры заметили, что «Князь Владимир» ходит только под одним двигателем, но это все не могло омрачить радостные чувства. В 2017 году «Князь Владимир» отработал всё заявленное расписание.

Лайнер «Князь Владимир»
Лайнер «Князь Владимир»

Навигация 2018 года была практически сорвана. Это было связанно с техническим состоянием теплохода и пожаром, случившимся в порту Сочи. После всего теплоход прошел солидный ремонт и сейчас находится в плавучем доке в Новороссийске на осмотре перед навигацией 2019 года. Остаётся надеяться. Что навигацию 2019 года «Князь Владимир» отработает без сбоев.

Однако, все-таки какие-то подвижки стали происходить. Специально был создан оператор этой круизной линии - ООО «Черноморские круизы». Но на этом позитивные новости закончились. Работает ООО как-то странно, не очень активно. В 2017 году одна из самых продвинутых в России круизных компаний - «Инфофлот» получила права генерального агента по продаже круизов на «Князя». «Инфофлот» раскручивал его, но через год от совместной работы отказался. Такое впечатление, что люди, работающие в «Черноморских круизах», искренне считают, что все должны бежать к ним и покупать билеты на теплоход, а сами они ничего для этого делать не должны. Маленький свежий пример. Автор посетил международную туристическую выставку MITT-2019 в последний день её работы, но утром, сразу после открытия. Так вот, на стенде Сочи работало много представителей туристических компании, отелей и т.д. На пустом столике скромно лежали десяток визиток ООО «Черноморские круизы». На мой вопрос о том, где их представитель, мне сказали, что они уже уехали и оставили свои визитки.

Очень хочется, чтобы теплоход довели все-таки до нормального технического состояния, и чтобы он работал на Крымско-Кавказской линии.

Полярис

Судьба этого малого круизного лайнера сложна и витиевата. Построен он был в 1968 году в Дании и с тех пор работал в северном регионе – благо имел ледовый класс – у многих хозяев под разными названиями. На российском Севере он появился в 2004 году и сначала работал с иностранными туристами. Судно совершало круизы из Мурманска по Белому и Баренцеву морям в Гренландию, Исландию в Архангельск, на Соловецкие острова, Шпицберген, Землю Франца-Иосифа и остров Вайгач. Со временем Мурманское морское пароходство теплоход купило с сохранением последнего названия, он перешёл под российский флаг, порт приписки стал Мурманск. В 2013 году «Полярис» купило правительство Сахалинской области.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Во все времена связь жителей островов Курильской гряды с Большой землей (в данном случае с Сахалином) было делом трудным и долгим. С середины «нулевых» на этой линии работает теплоход «Игорь Фархутдинов». В 1988-1991 годах в Польше для СССР была построена серия из пяти пассажирских судов для доставки нефтяников и газовиков на плавучие буровые установки. После развала СССР теплоходы «разбрелись по рукам», одно из них оказалось на Сахалине, где в 2003 году было переименовано в «Игоря Фархутдинова» - в память о трагически погибшем губернаторе Сахалинской области. Судно надежное, с ледовым классом. Жителям Курил оно полюбилось, хотя комфорт на нем минимален. «Фархутдинов» ЕДИНСТВЕННЫЙ НАДЕЖНЫЙ способ добраться до Большой земли. Можно, правда, лететь самолетом, но это игра в рулетку с небесной канцелярией. Но время от времени «Фрхутдинов» должен становиться на обслуживание и ремонт и тогда связь с Курильскими островами очень сильно осложняется. Вот поэтому правительство Сахалинской области приняло правильное решение о покупке второго пассажирского судна для поддержания постоянного сообщения на линии.

«Полярис» был очень старым теплоходом. И прежде, чем ставить его на линию, было решено провести ремонт, тем более что на теплоходе сломался главный двигатель. Вот тут-то и стали выясняться странности. Мурманчане хотели продать его за 75 миллионов рублей, но сахалинцы настояли на своем и купили его за ... 118 миллионов. Интересная покупка, не правда ли? Перегон теплохода по Северному морскому пути стоил еще 22 миллиона. Специалисты судоремонтного завода в Пусане (Южная Корея) первоначально не хотели даже брать его в ремонт. Пришлось заняться фактическим подлогом, изменив дату спуска на воду с 1968 на 1982 год. Теплоход отбуксировали в Пусан и заключили контракты на 41 и на 64,5 млн. рублей. Представление Российскому морскому регистру обошлось бы в 180,2 миллиона. Тогда решили от теплохода отказаться, списать. Правда к тому времени в него вложили (по данным ОНФ, с покупкой и перегоном) 850 миллионов рублей. Реанимировать 49-летний теплоход не удалось…Никто из чиновников Сахалинского правительства наказан за такое безобразие не был.

Эту статью хочется завершить на позитивной ноте. На Сахалине сделали выводы и для связи с Курилами строятся два новых грузо-пассажирских судна, спроектированных в Морском инженерном бюро. На Камчатке для связи с отдаленными поселками на полуострове и с частью островов Курильской гряды построено одно и запланировано еще одно малое пассажирское судно. На смену железнодорожному парому «Балтийск» на Балтике строятся новые паромы.

Очень хочется, чтобы чиновники всех мастей не оказывали разрушительное воздействие на работу тех пассажирских линий, которые нужны для страны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.03.2019 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх