Версия // Власть // Российская армия возвращается к советским стандартам

Российская армия возвращается к советским стандартам

2749

На исходный рубеж

Темур Козаев
В разделе

На прошлой неделе министр обороны генерал армии Сергей Шойгу провёл первую коллегию Министерства обороны, посвящённую состоянию боевой готовности армии. По её итогам в ведомстве сообщили, что новый министр обороны продолжит начатое его предшественником Анатолием Сердюковым, а корректироваться будут только «нюансы». Однако в распоряжении «Нашей Версии» оказался не предназначенный для широкой огласки армейский документ, в котором кратко сформулированы тезисы грядущих преобразований. Судя по нему, армию ждут кардинальные перемены.

Первая из них касается самого важного – базирования войск. Предыдущий министр обороны при размещении войск старался руководствоваться в первую очередь экономической целесообразностью, как оказалось, это не всегда соответствует военной необходимости. В результате были существенно обескровлены войска Восточного военного округа, части и соединения которого в основном находятся в отдалённых гарнизонах, на содержания которых требуются большие средства. Экономия привела к тому, что практически открытыми стали, например, границы на китайском участке. Сейчас рассматривается предложение увеличить количество войск на этом стратегическом направлении.

Под вопросом находится будущее новой трёхуровневой системы управления войсками. По оценкам нового руководства, она признана неэффективной, весьма вероятно, что произойдёт коррекция. Напомним, что в 2010 году Вооружённые силы потеряли одну ступень управления: от четырёхзвеньевой системы – военный округ, армия, дивизия, полк – перешли к трёхзвеньевой – военный округ, оперативное командование, бригада.

Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что в вопросах дальнейшего реформирования армии новому министру обороны необходимо выбрать правильную тактику и избегать скоропалительных решений. По оценкам эксперта, в ходе проведённой Сердюковым реформы есть как положительные, так и отрицательные моменты. К примеру, переход от структуры военного округа к оперативно-тактическому командованию – это достаточно прогрессивное решение, в таком виде армией военные специалисты предлагали управлять ещё в 1992 году.

Но, по мнению нашего собеседника, есть решения, которые требуют однозначного пересмотра, например о сокращении дивизий до бригад. «Если в горных районах это оправданно, поскольку здесь более необходима мобильность, нежели огневая возможность, то очевидно, что дивизии в обязательном порядке нужно вернуть на Дальнем Востоке».

Есть ещё ряд решений прежнего руководства ведомства, которые, по мнению военных экспертов, наносят существенный ущерб армии и флоту в организационном плане. Одно из ключевых – армия практически возвращается к советской системе мобилизации. Уже прорабатываются вопросы по формированию резервных армий и созданию для них системы кадровых резервов, накопления запасов, вооружений и военной техники (ВВТ) на случай войны.

Изменения, согласно оказавшемуся в нашем распоряжении документу, коснутся и общей структуры Вооружённых сил, в ближайшее время возродятся корпуса ПВО, которые войдут в войска Военно-космической обороны, кроме того, планируется увеличить число армий ВВС.

Ещё одно кардинальное изменение – планы по воссозданию Главного управления боевой подготовки войск. Теперь это управление не только возрождается, но и расширяет свои функции и штат. В канве этого решения также планируется увеличить количество полигонов. «Боевики», как и до реформы, будут напрямую подчинены первому заместителю министра обороны, на эту должность недавно был назначен генерал-полковник Аркадий Бахин. Управления боевой подготовки будут введены также в видах и родах войск – под это будут выделены дополнительные финансы.

Также в военном ведомстве сейчас ведется корректировка государственного оборонного заказа. Одна из главных задач – минимизировать количество изменений в техзаданиях, после того как оно было передано оборонному предприятию для создания образца вооружения. Раньше бесконечные изменения и капризы команды Сердюкова создавали нервозность и неопределённость в отношениях военного ведомства и ОПК, что зачастую приводило к задержкам с заказом техники у предприятий оборонной промышленности. Наверняка сократятся заказы военной техники за рубежом, не случайно в Минобороны появилось распоряжение значительно уменьшить количество загранкомандировок.

Ещё одна приоритетная задача – быстрая передача неиспользуемого имущества Минобороны в собственность муниципальных властей, в том числе военных городков. Как нужно решать эту проблему, показал новый министр обороны, который 22 ноября в ходе совещания во Владивостоке с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова договорился передать муниципальным властям до конца 2012 года 382 военных городка. При этом за некоторые объекты военные решили нести ответственность. В частности, речь идёт о русской школе, которая находится на балансе 102-й российской базы (Армения), в которой учатся в основном дети российских военнослужащих. Предыдущее руководство планировало передать её на баланс МИДа, теперь решено сохранить её за Минобороны.

Ещё один проблемный вопрос – обеспечение военнослужащих жильём. Шойгу распорядился максимально оперативно решить проблему. Планируется завершить уже начатое строительство домов для военных. Кроме того, в первую очередь для тех, кто уже несколько лет находится в распоряжении и не может уволиться из-за отсутствия жилья, квартиры будут закупаться. За несколько последних недель военное ведомство стало активнее на рынке жилья, и не только элитного. Начали с запада: в конце ноября был объявлен тендер на закупку жилья для военнослужащих Балтийского флота, в Калининграде Минобороны намерено купить 1385 квартир за 2,8 млрд рублей. 6,35 тыс. квартир на общую сумму более 20 млрд рублей покупается в Санкт-Петербурге.

Один из самых больных вопросов военного ведомства – утилизация боеприпасов, огромное количество которых скопилось в арсеналах ещё с советских времён. С момента начала массового уничтожения боеприпасов в Вооружённых силах и на протяжении четырёх лет с пугающей регулярностью в Российской армии происходят ЧП, уносящие десятки жизней солдат и офицеров. Только в этом году погибли 13 человек, а 30 получили ранения, повреждены и уничтожены военное имущество, а также гражданские объекты. Вопрос поручено проработать заместителю министра обороны Дмитрию Булгакову, одно из условий – больше не привлекать на эти работы солдат срочной службы.

Едва ли не с первых дней пребывания в должности министра обороны Шойгу приостановил перенос Военно-медицинской академии из центра Санкт-Петербурга на окраину, прекращена ликвидация военных госпиталей. Решено пока не трогать и военные санатории, спрос на услуги которых заметно упал в связи с многократно выросшими в этом году ценами на путёвки.

Кроме того, планируется вернуть мобильные госпитали. Напомним, что раньше при каждом окружном госпитале существовал медицинский отряд специального назначения (МОСН), который позволял медицинской службе Минобороны реально участвовать в том числе в ликвидации последствий любой чрезвычайной ситуации. Эксперты отмечают эффективное использование подобного госпиталя в ходе войны с Грузией.

Ещё одно важное изменение – уже в 2013 году военное ведомство собирается отменить так называемую болонскую систему обучения кадрового состава Российской армии в военных учебных заведениях. Сегодня считается, что такая форма обучения в вузах Минобороны отрицательно повлияла на качество подготовки офицерского состава. Оценка некоторых экспертов ещё категоричнее. По их мнению, за то время, что над системой военного образования безжалостно экспериментировали, многие военные училища и академии деградировали и их научный потенциал придётся восстанавливать практически с нуля.

Теперь грядут изменения. Начнут с того, что военные вузы перестанут быть филиалами военных учебно-научных центров, всем военным академиям и училищам в очередной раз будут возвращены их прежние исторические названия. Военные вузы планируется переподчинить, как это было до реформы, командующим родами войск и руководителям центральных органов военного управления. Решено отказаться от шестимесячных курсов и восстановить двухлетний срок обучения старших и высших офицеров в профильных военных академиях и в Академии Генерального штаба. В суворовские и нахимовские училища вернётся прежний порядок приёма, то есть абитуриентам вновь придётся сдавать экзамены, а поступить в них смогут не только дети военных. Кроме того, планируется воссоздать все научно-исследовательские институты и военно-научные комитеты и передать их в введение главнокомандующим и командующим видами и родами войск.

Департамент образования, мотор всех образовательных реформ в военном ведомстве, во главе со своим руководителем Екатериной Приезжевой, похоже, доживает последние дни в структуре Минобороны. В скором времени его снова преобразуют в управление, которое, как и было прежде, войдёт в структуру Главного управления кадров МО.

Минобороны продолжит намеченную ранее передачу военных заводов из структуры Вооружённых сил промышленности. На этих и других предприятиях оборонно-промышленного комплекса в ближайшем будущем будет осуществляться ремонт авиационной техники, а также средний и капитальный ремонт другой ВВТ. В то же время в армии хотят возродить систему материально-технического обеспечения, в том числе ремонтные батальоны и роты, которые будут заниматься обслуживанием и текущим ремонтом военной техники непосредственно в частях.

Стало известно, что новый министр обороны Сергей Шойгу недоволен ситуацией в войсках, где некомплект солдат срочной службы составляет от 40 до 60% (до 90–95% укомплектованы только войска Южного военного округа). Поручено к весне довести укомплектованность до 80–85%, к концу следующего года укомплектовать войска полностью, в том числе за счёт новобранцев из Дагестана, где призыв возрастёт в несколько десятков раз. Увеличивать срок службы в армии не планируется, но главному оргмобуправлению Генштаба поручено разобраться с отсрочками и добиться их максимального сокращения.

Уже решённый вопрос, что в ближайшее время в штабы и войска будут возвращены военные юристы и офицеры-воспитатели, на помощь им также бросят гражданских психологов, по всей видимости, будет принято решение вернуть в строй прапорщиков.

Отдельный разговор об аутсорсинге – очевидно, что новый министр не такой уж большой его сторонник. Уборка казарм и общежитий, в которых живут контрактники, теперь вновь будет возлагаться на солдат, но ОАО «Славянку» без работы не оставят – гражданским организациям, с которыми будет заключён контракт, поручат уборку уличных территорий военных городков.

Также в планах нового министра – кардинально поменять отношение к военной службе. Офицерам рекомендовано, как в Советской армии, чаще носить военную форму – кстати, генерал армии в запасе заместитель министра обороны Николай Панков на военной коллегии был уже в мундире. Но наверняка больше поднимет боевой дух офицеров решение министра обороны отменить требование для офицеров, проходящих военную службу на военных базах за пределами России и на островах Курильской гряды, служить там без семей.

Новый министр обороны Сергей Шойгу решил не принимать эстафету от Сердюкова и пойдёт своим путём
Фото: ИТАР-ТАСС
Новый министр обороны Сергей Шойгу решил не принимать эстафету от Сердюкова и пойдёт своим путём Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2012 16:05
Комментарии 0
Наверх