Недавняя информация о готовящейся продаже акций компании Global Ports Investments крайне заинтересовала международный бизнес, специализирующийся на управлении морскими терминалами. В настоящее время Global Ports Investments является совладельцем нефтяного порта в Таллине, терминалов в Котке и Хельсинки, тихоокеанского порта «Восточный», паромно-перегрузочного комплекса на острове Колин и логистического комплекса в Янино. Кроме этого Global Ports целиком принадлежит ОАО «Петролеспорт» с его 13 причалами, современным холодильным терминалом и 522 747 квадратными метрами складских площадей. Поскольку общая стоимость активов оценивается в 2,7–3,2 млрд долларов, 25% акций, предназначенных к продаже, стоят 700–800 млн долларов.
Кризис последних лет компания перенесла достаточно легко, её контейнерооборот в 2010 году составил 84,6% докризисного 2008 года и 182% контейнерооборота 2009 года, а в денежном эквиваленте равен 382,4 млн долларов, на 39,3% больше, чем в 2009 году. Чистая прибыль в прошлом году составила 119 млн долларов. Ожидается, что в нынешнем году она вырастет до 140 млн долларов, и, казалось, было бы логично не торопиться с продажей активов, а подождать, пока они подорожают.
В комментарии на страницах газеты «Деловой Петербург» аналитик ИК «Атон» Никита Мельников совершенно справедливо отмечает, что после кризиса и теракта в Домодедове акции российских транспортных компаний продолжают падать и сейчас далеко не лучшее время для их продажи. Такие опытные менеджеры, как руководители Global Ports Investments, не могут этого не понимать, но тем не менее идут на рискованную сделку.
Значит, у них есть весомые основания, о которых мы можем только догадываться. Представляется, что ближе всех к причине подошёл ещё один аналитик, который в том же номере «Делового Петербурга» отметил, что на стоимость акций Global Ports, объединяющей транспортные активы компании «Н-Транс», может повлиять связь этой компании с министром транспорта РФ Игорем Левитиным.
Левитин сыграл ключевую роль в становлении «Северстальтранса»
Не секрет, что в последнее время вокруг этого члена правительства постоянно возникают скандалы. Партнёр заместителя Левитина Виктора Олерского, бывший член Совета Федерации от Башкирии Игорь Изместьев получил пожизненный срок за организацию нескольких заказных убийств и покушение на сына бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова. Строительство печально знаменитой трассы через Химкинский лес ведёт Северо-Западная концессионная компания, 50% акций которой принадлежат акционерам «Н-Транс», и в свете этого вопрос, кто избивает и калечит защитников леса, является чисто риторическим.
Крайне напряжённая ситуация складывается на курируемом министром транспорта строительстве порта в Усть-Луге, которое ведёт ОАО «Морской порт Усть-Луга». Председателем совета директоров компании является неоднократно судимый Валерий Израйлит, а владеет ею лихтенштейнский офшор «Инвестпорт Холдинг Истэблишмент». Кто хозяева самого офшора – неизвестно, но судя по тому, как безропотно государство в лице Министерства транспорта финансирует затянувшуюся стройку и покрывает огромные долги компании, люди эти ведомству Левитина не чужие.
Наконец, согласно составленному «Новой газетой» совместно с привлечёнными экспертами рейтингу коррумпированности российских министерств, Минтранс занял почётное 2-е место, пропустив вперёд лишь оборонное ведомство.
История «Н-Транс» и её филиалов, а также их нынешняя структура не позволяют отвергнуть эту версию. Ни для кого не секрет, что с 1996 по 2004 год Игорь Левитин работал сначала начальником железнодорожного отдела, а затем заместителем генерального директора компании «Северстальтранс» (тогда ещё не переименованной в «Н-Транс»). В «Северстальтрансе», по данным СМИ, Левитин сыграл существенную роль в скупке контрольных пакетов акций таганрогского и туапсинского портов, но превратился ли он из наёмного менеджера в полноправного совладельца, как утверждают некоторые СМИ, вопрос по-прежнему дискуссионный.
Мелкие поставщики авиастроительной компании Boeing пожаловались на неясные перспективы бизнеса на фоне решения регулятора США установить запрет на расширение производства Boeing 737.
Смене собственников «Петролеспорта» сопутствовала череда убийств
Официально «Н-Транс» принадлежит кипрскому офшору «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд», бенефициары которого неизвестны, но некоторые предположения сделать можно. В частности, известный исследователь Марина Литвинович, составившая со своими сотрудниками доклад о семейных связях членов правительства РФ, отметила, что определяющие деятельность «Н-Транс» лица совместно с председателем совета директоров банка «Северный морской путь» Аркадием Ротенбергом частично владеют кипрским офшором «Марк О’Поло инвестсментс Лтд», а через него держат в руках контрольный пакет акций ОАО «Мостотрест».
В свою очередь, «Мостотрест» имеет больше половины доли в ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» и свыше 50% акций ОАО «Трансстроймеханизация», совладельцы которых – родственники ближайшего доверенного лица Левитина – бывшего министра строительства РФ и нынешнего генерального директора «Инжтрансстроя» Ефима Басина. По данным Литвинович, за последние годы бюджетные вливания в «Мостотрест», «Инжтрансстрой» и «Трансстроймеханизацию», а через них и в кипрского владельца «Н-Транс» сравнимы с капиталами бизнесменов из рейтинга журнала Forbes.
К «Н-Транс» и Global Ports Investments могут возникнуть вопросы и с приобретением нынешних активов, и прежде всего выставляемого на продажу ОАО «Петролеспорт». Ранее в числе акционеров компании отмечена управляющая компания «Объединение банков, инвестирующих в порт» (ЗАО ОБИП), председателем совета директоров которой был один из старейших петербургских «авторитетов» Илья Трабер. Именно через ОБИП, владеющий акциями ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга», Трабер контролировал пробитое Петром I окно в Европу. Установление контроля сопровождалось серией жестоких убийств. Кроме крайне недовольного нарушениями в ходе приватизации Морского порта председателя петербургского Комитета по управлению городским имуществом Михаила Маневича были убиты около десятка предпринимателей и высокопоставленных менеджеров. Среди них начальник порта ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгений Хохлов, его заместитель по кадрам Николай Евстафьев, генеральный директор Северо-Западного таможенного терминала Витольд Кайданович, совладелец этой компании Николай Шатило, капитан ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаил Синельников и его помощник по вопросам безопасности, директор Сергей Боев…
Дальше было ещё интереснее. Вскоре после завершения кровавой вакханалии структуры Трабера с немалой выгодой для себя продают активы, и к новым владельцам «окно в Европу» попадает уже чисто вымытым.
При чём тут «Петролеспорт»? А там в то же самое время наблюдалась очень похожая история. Как известно, наряду с траберовским ОБИП среди совладельцев компании числилось ЗАО «Концерн «Орими», владевшее 11,49% акций «Петролеспорта». Но 10 марта 2000 года основателя «Орими» Дмитрия Варварина убивают. Через две недели гибнет его друг и деловой партнёр Сергей Крижан. После этого концерн не скупясь вкладывается в развитие компании, в пять с лишним раз увеличивает его контейнерооборот, приобретает контрольный пакет акций «Петролеспорта» на имя вдовы Дмитрия Варварина Марины, но только для того, чтобы перепродать все свои 50,04% «Северстальтрансу», по мнению наблюдателей, по весьма умеренной цене, и можно предположить, что репутация Ильи Трабера входила в число факторов, способствовавших сделке.
Сделкой может заинтересоваться Интерпол
После смены собственника в совете директоров «Петролеспорта» по странному стечению обстоятельств оказались люди, прекрасно знающие Игоря Левитина по совместной работе в «Северстальтрансе». Например, председатель совета Никита Мишин в 1996 году занял там должность коммерческого директора, а член совета Андрей Филатов в том же году сел в кресло исполнительного директора. Константин Николаев с 1997 по 2007 год являлся генеральным директором «Северстальтранса», а затем оказался на том же посту в «Н-Транс». Ну и, наконец, Александр Игнатенко в 2003–2004 годах в левитинской компании руководил фрахтовым отделом.
Конечно, всё изложенное выше не является стопроцентной гарантией, что сам Игорь Левитин или кто-то из членов его семей, входят в число владельцев кипрского офшора «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд», владеющего «Н-Транс», или лихтейнштейнского офшора «Инвестпорт Холдинг Истэблишмент», орудующего в Усть-Луге. Но его тень витает над этими загадочными фирмами постоянно. Раскрыть подлинные фамилии их хозяев может только специальное полицейское расследование, и если в случае с Усть-Лугой ждать его раньше окончания президентских выборов не приходится, то кипрской компанией в связи с продажей акций «Петролеспорта» международные полицейские организации могут заняться уже сейчас. Если в ходе такого расследования среди бенефициаров «Транспортейшн Инвестмент» будет обнаружен высокопоставленный чиновник или его близкий родственник, торги неминуемо сорвутся, а виновному придётся выбирать между заключением в комфортабельную европейскую тюрьму и статусом лица, которое под угрозой ареста может выехать без риска из России разве что в Северную Корею. Учитывая, что у российских правоохранительных органов могут возникнуть свои вопросы, выбор не самый лёгкий.