Версия // Культура // 1 и 2 ноября в Мексике широко празднуется День Мертвых

1 и 2 ноября в Мексике широко празднуется День Мертвых

5876

Муэрто-фолк из барриос. Часть 1

1 и 2 ноября в Мексике широко празднуется День Мертвых (фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Кроме Мексики, это событие отмечается также в: Гватемале, Сальвадоре, Никарагуа, Гондурасе, Панаме, Коста-Рике, Аргентине, южных штатах США, на Карибах, Испании, а также во многих других странах Латинской Америки. День Мертвых (исп. El Dia De Los Muertos) – своего рода вспоминание, празднество духов, оригинальных угощений, цветов бархоток, парад ряженых и незабываемого боди (фейс) – арта!

«Знание, к какому потоку информации прислушаться – и есть ясновидение»Виктор Пелевин.

Изучение фольклорных обычаев и верований разных народов, населяющих и населявших планету Земля в разное время и связанных с ними различных (в том числе, тотемных, племенных, ритуальных и других) изображений (в частности, татуировок и различных орнаментов), является частью страноведческих исследований «Нашей Версии».

Здесь мы, вместе с нашими партнёрами, вроде выставок «Поехали», «Этноскоп», «Вездеходер», «Мотовесна» и пр. рассуждаем о любопытном феномене путешествия, о приключениях, туризме и о самих путешественниках, говорим о мировых культурах и этнических традициях, в данной статье остановив наше внимание на самобытном латиноамериканском Дне Мертвых (или Мертвецов).

Праздник посвящен памяти усопших. Казалось бы, тема, связанная с умершими, очень серьезна. Никак не предполагает карнавального веселья. Но в этом и состоит парадокс этого уникального праздника! День Мертвецов – феерия света, когда о грустных вещах вспоминают с радостью, с незамутненной горем ноткой светлой печали, не лишенной своеобразного юмора.

Конечно, немаловажную роль в таком восприятии Дня Усопших играет яркий темперамент людей, населяющих Латинскую Америку и их осознание действительности! Как говорится, в реальности все обстоит совсем не так, как на самом деле…

Фольклорные традиции и обряды живы в разных странах мира. Они имеют свои отличительные признаки, характеризующие особенности того или иного этноса. Нити народных верований, тянущиеся из глубин веков, подчас тесно переплетены с религиозной, философской и исторической составляющей вопроса.

Например, культ предков развит в Африке, в Микронезии, у аборигенов Австралии и Новой Зеландии, в Китае, в Японии, в странах Юго-Восточной Азии и так далее. Есть некие аналоги подобного празднества и у славян. Автор не ставит перед собой задачу, сравнивать обряды и праздники различных стран. Таких событий много. Один из них мы попробуем исследовать. В связи с чем, я хотел бы подробнее остановиться на латиноамериканском Дне Мертвых? Его интригующий момент состоит (в том числе) в том, что в силу некоего загадочного поветрия, присущая ему символика, мощно проявилась в лицевом боди (фейс)-арте, татуировке, граффити, полиграфических принтах на майках, этикетках некоторых напитков и даже в аэрографии в середине 2000-х годов и тренд продолжается до сих пор.

Татуировке, боди-арту, перманентному макияжу, граффити и аэрографии мы посвятили ранее немало статей, стараясь разобраться в этих вопросах. Как мы сказали выше, необычное изображение Катрины (исп. La Calavera de la Catrina, то есть Катрины – Красавицы, Красотки, Модницы, Франтихи, Щеголихи) являющейся символом Дня Мёртвых, как и стильно отрисованных черепков, стало появляться в огромных количествах в сюжетах техно и боди-арта по всему миру, потеснив всем привычные рисунки!

С чем связано такое поветрие, точно сказать, не возьмусь. Так как многое, связанное с модой и, в частности, с модой на сюжеты в вышеперечисленных искусствах непредсказуемо, несмотря на уверения и прогнозы различных исследователей. Здесь можно, конечно, вспомнить наши рассуждения о «высокой» моде и её изменчивых трендах, где коллекции зима-весна/лето-осень формируются домами моды и брендами за годы вперед. На мой взгляд, в случае с Катриной мы имеем дело с уникальным проявлением тесной связи с параллельным тонким миром, навеянным памятью об одной из мексиканских богинь смерти по имени Миктлансиуатль, представшей перед нами сегодня в образе Катрины ла Калаверы!

Предыстория вопроса покрыта мраком времён, но кое-что стало известно благодаря расшифровке чудесных майянских рукописей благодаря гениальности и настойчивости Юрия Кнорозова и ряда других исследователей. Выяснилось, что ещё древние ацтеки (2500-3000 г. до н.э.) поклонялись Миктлансиуатль, принося ей дары в 9 месяц ацтекского календаря (в нынешнем сентябре). В память об умерших также сооружались пирамиды и стены с изображением черепов – «тсомпанатли».

До испанской колонизации местные жители (племён ольмеков или майя) часто держали в домах настоящие черепа умерших – как своеобразные реликвии. Их демонстрировали во время различных ритуалов, где употреблялись различные напитки, которые в нынешнем обиходе ярко представлены, составляющими славу Мексики текилой и её более крепкой разновидностью мескалём, различными видами драфтового и крафтового пива, о чём обязательно поговорим далее.

Завершим первую часть нашего исследования упоминанием о важной особенности ритуалов Дня Мертвецов. Она состояла в том, что это не были простые воспоминания о мёртвых. Они считались, находящимися в момент празднования «здесь и сейчас», вместе с живыми. Таким образом, не только поминание ушедших, но и единение с ними, должны были символизировать такие сложные материи, как смерть и воскрешение, общение с духами, наличие или отсутствие связи с параллельными мирами и мистическими сущностями…

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.11.2023 15:00
Комментарии 0
Наверх