Версия // Спорт // Андрей Севастьянов делится особенностями российского автоспорта

Андрей Севастьянов делится особенностями российского автоспорта

20763

«Гонщик — человек, вовлечённый по самые уши»

Андрей Севастьянов: «гонщик — человек, вовлечённый по самые уши» (Фото: Фёдоров Алексей)
В разделе

Известный российский автогонщик, основатель и руководитель профессиональной гоночной команды B-Tuning Pro Racing Team Андрей Севастьянов рассказал об особенностях автогонок, раскрыл секреты работы профессиональной команды и объяснил, как ему удаётся совмещать тренерскую и административную деятельность с соревнованиями на высоком уровне.

«Иногда приходится менять сцепление в минус 40 градусов»

– Ваша команда — уникальное явление: вы работаете в кольцевых гонках в классе Туринг-Лайт и авто марафонах. Расскажите поподробнее о ее истории

– История команды тянется уже многие годы. В 1995 году я участвовал в соревнованиях на «Формуле». Они проходили в Москве перед зданием университета. Уже тогда понравилась скорость, очная борьба и одинаковые у всех условия. Возможно это каким-то образом послужило фундаментом тому, что кольцевые гонки на долгие годы запали мне в душу. Сейчас РСКГ ( Российская Серия Кольцевых Гонок) для нас это основное направление, притом что я участвовал и в трековых гонках, и в ралли-кроссе, и в ралли. Ездил марафоны, всё посмотрел, всё попробовал. Кольцевые гонки – очень чистый вид спорта, потому что одна трасса, одна погода, один тип колеса у всех соперников и полностью одинаковые возможности. Очень чётко видно, насколько ты можешь лучше подготовить свой автомобиль, лучше им управлять и проработать свою тактику по заезду.

Развитие кольцевых гонок – это кольцевые гонки на выносливость, так называемые Endurance соревнования, которые сейчас в России начинают получать популярность. Раньше они не были настолько массовыми, потому что не было профессиональных автодромов. Сейчас треки качественные и безопасные. На некоторых из них уже пробовали проводить многочасовые гонки. Однажды в России даже проводился марафон 24 часа. Хватало и освещения, и места для обслуживающего персонала. Были хорошие технические боксы. За этим будущее, потому что Endurance – это несколько пилотов за рулём автомобиля, соответственно можно дольше им управлять и компактнее провести соревнования. Не семь дней к нему готовиться, а два дня тестов и один день соревнований. Затраты, связанные с участием, пилоты могут разделить между собой, например, на четверых. Это будет много езды за разумный бюджет. Соответственно у этого направления есть большой потенциал.

– Насколько сложно команде работать сразу в нескольких гоночных дисциплинах? Логистика наверняка вызывает головную боль?

– Это возможно. Для этого необходимо иметь разнообразный инструмент, потому что работа на кольцевых гонках – это горизонтальный пол, технический бокс и низкие автомобили. Ралли – это обслуживание автомобиля в поле без стационарного электричества, без вспомогательных средств. Соответственно с собой нужно иметь генераторы, компрессоры и специальные покрытия, на которых автомобиль будет обслуживаться, быть готовым к тому, что это будет ночью, а значит нужен прожектор или специальная световая башня, которая даёт возможность видеть, что ты делаешь, а не только работать с фонариками на лбу. Должны быть палатки, которые укрывают автомобиль и команду на случай дождя, особая форма одежды, потому что кольцевые гонки – это когда тепло и сухо, а ралли проходят круглогодично.

По теме

Иногда приходится на улице менять сцепление в минус 40 градусов, поэтому другие условия работы, другой инструмент и немного по-другому подготовлены автомобили сервиса, потому что на кольцо автомобиль доставили стационарно, как багаж. Доставили все необходимое, собрали, поработали и обратно увезли на базу команды. А на ралли автомобиль сервиса приехал, остановился, отработал с гоночной техникой приехавшей с спецучастка, проехал до следующей зоны сервиса, отработал.

Он не может быть загружен как шкаф до потолка. Он должен быть мобильной лабораторией, которая позволяет работать в поле, причём в очень сжатые сроки, потому что интервал на обслуживание автомобиля между участками бывает порядка 30 минут. За это время надо и грязь отбить, и отмыть автомобиль, и из салона убрать какой-либо мусор, если он попался, и в подкапотном пространстве всё проверить и подвеску пошатать, а также заменить изношенные или повреждённые детали. Там очень быстрая и жаркая экспресс-работа. Мы так работать умеем.

Когда слышим вопрос: «Как у вас сегодня?», понимаем, что на него сложно ответить.

Однажды «сегодня» у нас было в трёх городах сразу: где-то проходила выставка, где-то участвовали в соревнованиях, а где-то готовились к каким-то тестам, либо проводили какое-то мероприятие. Коллектив в таком случае делится на части, определяется старший и заранее бронируется всё, что связано с проживанием, питанием и логистикой. Успех в хорошем планировании, правильном расчёте своих сил, наличии опытного персонала и необходимого инструмента, чтобы выполнить эти задачи.

«Когда я на трассе, ни на что не отвлекаюсь»

– Перед вами стоят задачи содержать команду и принимать участие чемпионате России по кольцевым гонкам. Многие считают, что гонщика не должно ничего отвлекать, а на ваших плечах еще и работа владельца команды. Окологоночная работа не мешает вам как пилоту?

– За долгие годы я научился на момент соревнований переключать голову от решения каких-то вопросов текущего свойства, потому что в Москве есть автомастерская, которая работает 365 дней в году. Есть текущие вопросы от клиентов, моменты бытового свойства, надо принимать стратегические решения по команде и участникам или как тренер давать наставления другим участникам и при этом сидеть за рулём и стартовать в заездах. Научился делить свои задачи в течение дня, в какой момент кем и чем я занимаюсь. Могу до определённого времени делать одну работу, потом переключиться на другую, а потом на третью. Соответственно помощь моих коллег и делегирование полномочий также работают.

По теме

На соревнованиях со мной многие могут поговорить час или полтора, получить ответы на все вопросы, но при этом работа команды не останавливается, потому что каждый знает, что он делает. Механики выполняют свою работу, машина обслуживается, происходят фото и видеосъемки и установка оборудования. Мы проговариваем контрольные точки, в каких местах и во сколько что должно быть выполнено. Многолетний опыт работы позволяет правильно всё планировать. В момент соревнований я от старта и до финиша спортсмен, который борется с другими участниками, не отвлекаясь ни на какие вопросы. Когда соревнуемся отключаем телефон и перестаём читать электронную почту. В данный момент времени мы спортсмены, которые решают конкретную задачу.

– Как много времени уходит на тренировочный процесс? Как часто вы этим занимаетесь?

– В целом тренировочный процесс не останавливается никогда, потому что пользу можно получить из любого мероприятия. В автомобильном спорте это не очень похоже на занятия лёгкой атлетикой, когда люди ежедневно разогревают свои мышцы и делают упражнения. Автомобильный спорт многогранный и включает тактическую, техническую и инженерную подготовки. Если говорить об управлении автомобилем, то мы имеем достаточное количество практики как за рулём, так и на правом кресле. После этого мы делаем разбор телеметрии заезда через графики, и той информации, которую мы получаем. Всё это составляет тренировочный процесс спортсмена, так как мы узнаём всё, что связано с поведением автомобиля, и можем лучше подготовиться к трассе и спортивному сезону в целом. Если говорить о количестве выездов на трассу, то между соревнованиями мы ездим на любительские гонки, где также оттачиваем свои навыки и проверяем технику.

Иногда едем специально на тренировочные заезды, где работаем с настройками автомобиля во внесоревновательный период. На момент гонок мы приезжаем в понедельник, а со вторника по четверг проводим тренировки. В пятницу – административный контроль и квалификации, а в субботу и воскресенье гоночные заезды. Одно соревнование – это семь дней, из которых гонки два дня. Если вы едете семиэтапное соревнование, то 28 дней тренировок вам обеспечено только в одной серии. Если вы едете в нескольких сериях, то практики у вас значительно больше. Кроме этого в зимний период мы проходим ледовую подготовку, а также поддерживаем спортивную форму через тренировки в спортзале, бассейне и на картинге. Только в этом году у нас было пять картинговых соревнованиях, и во всех я принял участие. Это тоже дополнительная езда и опыт.

«В марафонах должна идеально работать вся команда»

– Теперь давайте о гоночных марафонах. Что или кто в этой дисциплине является планкой для всех, какая должна быть подготовка техники? Вроде за рулем профессиональный гонщик, но все зависит именно от автомобиля.

– Марафоны делятся на часы. В кольцевых гонках самое простое – один час, в котором замена пилота происходит после 20-й минуты, также есть заезды от двух до шести часов, на дистанцию 1000 км и 24 часа. Важно, чтобы всё работало правильно и отточено. Это соревнование может выиграть не только супербыстрый пилот, но и соединение надёжной техники с отличным выносливым пилотом с хорошими показателями и прекрасная работа команды сервиса, который сопровождает процесс в соревновательное время. Всё должно быть вовремя. В машину нельзя залить больше топлива, чем позволяет топливный бак, колёса нужно менять очень быстро, когда пилот находится не за рулём, он должен получить комфортные условия отдыха до своей следующей сессии, запчастей и комплектующих должно быть достаточно, чтобы обслужить автомобиль даже в случае форс-мажорной ситуации. Их не должно быть много, чтобы они не мешали в зоне ремонта.

По теме

Инструмент должен быть подготовлен к конкретному соревнованию, чтобы делать ту работу, которую можно и не мешать себе тем, чтобы ты взял всё и теперь копаешься в этом. Все механики должны быть подготовлены, иметь удобную обувь и одежду, быть сытыми и здоровыми, чтобы их ничего не отвлекало от достижения результата. Весь этот процесс нужно правильно настроить, подготовить, и потом выходить на старт. Автомобиль должен быть очень ресурсным. В длинных гонках он не едет на пределе своих возможностей, чтобы не перегружаться и не сломать себя заранее. В спринте на 50-60 км машина едет на сто процентов своей нагрузки, а в длинных гонках нагрузку снижаем на 2-3 процента, чтобы меньше нагружать колеса, элементы трансмиссии и сцепления, меньше перегружать двигатель и не создавать ситуаций, требующих ремонта. В каких-то острых ситуациях пилоты стараются не создавать прямой борьбы, которая выведет автомобиль из строя и задержит на ремонте.

– Какие марафонские соревнования были самыми удачными? Трудно было переходить на длинные дистанции?

– Тяжело сказать, какие марафоны были самими удачными. Я ездил и четыре часа в Германии, и 12 часов зимой на ледовой трассе в Мячково, и три-четыре часа в Смоленске и Волоколамске, а так же в суточных марафонах и на картинге и на автомобиле. Эти старты запомнились надолго и у каждого есть своя особенность. Самой запоминающейся считаю гонку в Смоленске, когда мы ехали на автомобиле с меньшей мощностью, чем у соперников, но взяли тактикой, пилотажем, стабильностью и надёжностью. Нас было трое, мы ехали три часа и выиграли на финише всего порядка трёх секунд. Это была борьба до последнего поворота. Последние 30 минут мы очно видели друг друга, но мне хватило хладнокровия не сделать ошибок и финишировать впереди соперников. Я был счастлив, когда мы одержали такую победу. 10800 секунд гонки и мой преследователь был у меня в зеркале заднего вида. Такая борьба вызывает уважение и восторг.

– Трудно ремонтировать гоночную технику во время гонок на выносливость?

– Ремонт автомобиля в длинных гонках подразумевает очень оперативное обслуживание. Узлы и агрегаты должны быть подготовлены, потому что нет времени заниматься поиском и подгонкой деталей. Всё должно быть так быстро, что подъехал, остановился, сняли, поставили, запустили и поехал дальше. Всё это отрабатывается в момент тренировок и дополнительных занятий. У механиков должен быть специнструмент и запасной инструмент. Если рассыпятся гайки, у механиков они должны быть пристёгнуты к рабочей одежде пластиковой стяжкой. Если гайка укатится, за ней никто не побежит, а прикрутят следующую. Установят колесо и поедут дальше.

Очень важно работать без суеты, потому что можно травмироваться. Нельзя работать без перчаток, чтобы не приклеиться к горячим частям автомобиля и не получить сильных ожогов. Когда снимают колесо, вы можете видеть искры и дым от тормозных дисков, потому что некоторые детали в рабочем состоянии нагреваются до 1000 градусов. Работа должна быть сделана аккуратно, безопасно и безошибочно, поэтому ей занимается профессиональная команда.

«Относимся к автомобилю как к живому, а не куску металла»

– В автомарафонах наверняка не хватает контактной борьбы, которой полно в кольцевых гонках. Как вы к этому относитесь?

– Я и в спринт-соревнованиях не хотел бы видеть контактной борьбы, потому что можно проехать весь заезд и выйти на лидирующие позиции, заставив ошибиться соперника, но не касаясь с ним автомобилями. Я переживаю, когда автомобили царапаются и получают механические повреждения. Во-первых, мы к ним относимся как к живому, очень их любим и бережём. Во-вторых, много времени потрачено на их подготовку и настройку. Для нас это не просто кусок металла и не хотелось бы разбивать, повреждать и ломать автомобиль. Не стоит ехать на соревнования, если ты сошёл с середины дистанции, потому что отломал подвеску, разлил какие-то жидкости, и машина просто не может ехать дальше.

По теме

Мне бы хотелось бороться до клетчатого флага, поэтому стараюсь избегать любых контактов и внимательно управлять автомобилем, если на трассе есть осколки и обломки, чтобы не повредить колесо и не сделать вынужденную остановку для ремонта, из-за того что я был невнимателен. Даже если идёт очная борьба, голова как локатор работает на 360 градусов, и мы слышим подсказки наших механиков по радио-связи или информируем других участников через представителей нашей команды о том, что происходит на трассе. Может, где-то есть розлив технических жидкостей/масла. В каком-то месте важно помочь судьям с информацией, чтобы оградить жёлтыми флагами опасную часть дистанции, так как это может привести к остановке заезда и к тому, что пострадают другие участники. Стараюсь делать всё, чтобы заезд не останавливался и была чистая борьба от старта и до финиша. Я люблю, когда болид приезжает без шрамов и царапин.

– Профессионального гонщика подготовить сложно и недешево, как найти и огранить алмаз?

– Это действительно небыстрый процесс. Существует отсев, так как это должен быть не просто талантливый, но и увлечённый и мотивированный человек, желающий добиваться результата, расти, получать новые знания и опыт. Пилот – это не только скорость, но и лицо команды и имидж. Профессиональными спортсменами становятся избранные люди, а чемпионских титулов добиваются очень опытные, эрудированные, образованные и порядочные спортсмены. Короткую гонку и любительские соревнования может выиграть любой, кто купил достаточно мощную машину и умеет ей управлять, а стать победителем многоэтапных или многочасовых соревнований – задача другого уровня, где на общий результат влияет много факторов. Среди молодёжи видно, кто много тренируется, кто хочет развиваться дальше, кто задаёт больше вопросов и вникает в особенности подготовки и настройки автомобиля, интересуется историей автоспорта и успехами других команд.

Это человек вовлечённый в спорт по самые уши. Их не надо просить делать какую-то работу, потому что они сами готовы и жадно хотят добиться результата. Среди таких спортсменов понятно, кого можно взять под крыло и помочь в профессиональной карьере. Бывает такое, что начинают готовить одни, потом поддерживают другие, а чемпионом он становится уже в третьем коллективе. Хороший пример в том, что в далёком 2005-06 году я содействовал развитию молодого Сергея Борисова, которого мы до этого, с его отцом, сначала отправляли выступать на картинге, потом он выступал на моей запасной машине и как мой ученик стал победителем в зачёте юниоров. Спустя годы это успешный спортсмен со своими титулами и сегодня успешный тренер. Горд, что в нужный момент он вникал во всё то, что мы даём и правильно использовал эти данные. Сейчас мы общаемся, дружим, работаем на соревнованиях. Он уже готовит своих учеников, и они тоже добиваются успехов.

«Мечтаю в один день победить на разных классах автомобилей»

– Вы успешно выступали в кольцевых гонках и добились серьезных успехов. Сейчас пробуете себя в роли наставника. Что вам ближе на данный момент?

– Всё очень просто. Я изначально автоспортсмен. Хочу бороться, показывать свою скорость и побеждать. Работа тренера – это то, что логично вытекает из моих навыков, способностей и опыта, а работа администратором команды – необходимая часть. У нас не большой коллектив, где можно нанять ещё 50 сотрудников, каждый из которых будет решать свой вопрос. Я решаю много вопросов, связанных с жизнедеятельностью команды и в межсезонье, и в момент соревнований. Но в первую очень я профессиональный автоспортсмен, управляющий гоночной техникой.

По теме

– Расскажите о своей первой гонке в качестве наставника?

– Тяжело вспомнить, в каком именно соревновании я стал давать кому-то советы, но чётко помню, что 18 лет назад работа с Сергеем Борисовым стала тем направлением, где мы готовили молодого спортсмена, занимаясь тренерской работой на автодроме в Мячково. Тренировали его к выступлениям в соревнованиях на трассе в Лужниках. Там были первые шаги, первые пробы, результаты и победы. Так пришли ощущения, что опыт, который мы передаём молодому спортсмену работает, помогает ему развивать скорость, быть стабильным и выигрывать соревнования. Сергей Борисов – первый ученик и первый серьёзный результат как у наставника. После него было еще много спортсменов которым я помогал, но за Борисова я рад и мне не стыдно за свою работу/наставничество.

– Как вы будете проводить межсезонье?

– Сейчас соревнования подходят к завершению. Идёт сбор материалов, сбор публикаций в медиа, подготовка отчёта по всем нашим публикациям в соцсетях, включая фото и видео материалы, анализ состояния техники по завершению сезона, подготовка силовых агрегатов к следующему сезону, обслуживание автомобилей сервиса, прицепов и оборудования. В межсезонье не планируем сидеть без дела. Хотим выступить в зимних трековых и ледовых гонках, календарь которых уже сформирован. Ведётся работа с потенциальными партнёрами. После зимнего сезона будет небольшой перерыв, а дальше мы готовы ворваться в сезон-2024 по кольцевым гонкам.

– Какова ваша основная цель в автоспорте и ваша гонщицкая мечта?

– Основная цель – достигать высших результатов в соревнованиях, в которых я принимаю участие. Я выигрывал на переднем приводе, выигрывал на заднем приводе, участвовал в разных дисциплинах. Хотелось бы в течение одного гоночного дня выиграть на автомобилях с разным типом привода, например, класс Туринг-Лайт, где я принимаю участие больше всего – это один заезд и заезд на спортпрототипе или каком-то классическом автомобиле с задним приводом в течение этого же дня. Уверен, что могу в один день быть многофункциональным и эффективным спортсменом. А также себе показать, что получится управлять разными типами автомобилей.

Фото предоставлены Андреем Севастьяновым.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.10.2023 17:28
Комментарии 0
Наверх