Жители России не хотят оплачивать покупки лицом

Согласно отчету Банка России, в третьем квартале 2025 года объем операций, совершенных с использованием биометрических данных, сократился более чем на 15%, достигнув 37,9 миллиарда рублей.

Как сообщает издание «Коммерсантъ», это стало первым случаем снижения показателя с начала 2024 года. Количество биометрических платежей уменьшилось пропорционально – до 49,1 миллиона операций. Для сравнения, во втором квартале объем демонстрировал уверенный рост почти в полтора раза, достигнув 44,7 миллиарда рублей и 58,1 миллиона транзакций.

В общей структуре безналичных расчетов объем операций по оплате товаров и услуг в третьем квартале увеличился на 13% в годовом выражении. При этом, как отметил регулятор, доля карточных платежей растет более медленными темпами по сравнению с другими безналичными способами оплаты. Тем не менее, оплата с использованием банковских карт показала увеличение почти на 2% по сравнению со вторым кварталом, тогда как операции через QR-коды выросли более чем на 11%.

Средний размер биометрического платежа в первых трех кварталах 2025 года стабилизировался на уровне выше 770 рублей, тогда как годом ранее этот показатель составлял около 500 рублей. Такая динамика свидетельствует о переходе клиентов банков от тестирования технологии к ее активному использованию в повседневных расчетах.

Основным провайдером биометрических платежей остается Сбербанк с сервисом «Оплата улыбкой», доступным также клиентам других финансовых организаций. На текущий момент сервис функционирует в 1,4 миллиона терминалов. С середины 2023 года по сентябрь 2025 года количество уникальных пользователей достигло 4,4 миллиона человек. Оборот по сервису вырос с почти 21 миллиарда рублей за весь 2024 год до 116 миллиардов рублей за девять месяцев текущего года, как сообщали представители банка.

Эксперты полагают, что использование биометрических платежей вышло на фазу стагнации. Среди причин замедления роста называются разнообразие альтернативных способов оплаты, отсутствие специализированных сервисов с доступом по биометрии, неготовность пользователей делиться данными о своем лице и голосе, а также в целом нейтрально-отрицательное отношение к биометрическим технологиям в обществе.

Вячеслав Буйнов

25.11.2025 09:28

Просмотров: 44