За пять лет Аксёнов не решил ни одной насущной проблемы?

Крымская распутица

В марте будет пять лет, как Крымом руководит Сергей Аксёнов. Осенью у него выборы – если, конечно, в Москву не позовут загодя, подыскав там соответствующую синекуру. А в Симферополе тем временем шепчутся: мол, уже и сменщик известен – генерал из Краснодарского края. Но ведь Аксёнов такой молодец, столько сделано при нём – аэропорт, Крымский мост… Вот, пожалуй, и всё? Но позвольте, ведь за пятилетку в полуостров вбуханы миллиарды рублей – куда они подевались и на что истрачены?!

Из того, что останется Крыму в наследство после ухода Аксёнова, руками можно потрогать только мост с материка и здание аэропорта – оба проекта, если что, были федеральными, а не республиканскими. Так что личной заслуги Аксёнова в их реализации нет. Фигурально говоря, не он строил, а Путин. А вот широко разрекламированная трасса «Таврида» из Керчи в Севастополь через весь полуостров –

это другое дело. Да только трасса эта была и раньше, и по ней ездили автомобили точно так же, как и сейчас, по два ряда в каждую сторону. Покрытие, правда, было так себе, так оно и сейчас не фонтан. Новый асфальт кладут, а тот, что уложили в прошлом году – в ухабах и ямах. Раньше то, чем дорожники занимались на трассе, скромно именовали ремонтными работами. Теперь – строительством трассы «Таврида». Вот, собственно, и все изменения. Три года назад смета проекта составила 139 млрд рублей. За такие деньги можно было запросто проложить новую дорогу – параллельно той, что была. Или хотя бы добавить по полосе – от Грушевки до Белогорска есть места, где двум фурам, бывает, не разминуться.

Ни проехать ни пройти

А ещё строители трассы как-то забыли про Судак. Он всего в нескольких километрах от трассы «Таврида», но добраться туда можно либо по прибрежному узкому серпантину, либо по старой дороге от Грушевки, тоже часто петляющей и узкой. А ведь Судак – это город-курорт площадью втрое больше Алушты. И даже чуть больше Ялты. Почему туда не стали тянуть «Тавриду», несложно понять – там пришлось бы действительно заново строить дорогу, а не просто уложить слой асфальта. А кому это надо?!

В «Тавриду» вписали и часть «президентской», ещё «кучмовской», дороги от Инкермана до Севастополя. Полотно до сих пор почти идеально. По смете же «Тавриды» стоимость этого участка – 11,9 млрд рублей. Куда подевались деньги?

Раз уж речь зашла об автодорогах – за пять лет, что Аксёнов руководит полуостровом, состояние дорог только ухудшилось, причём значительно. Про города вообще речь не идёт, там везде беда с дорогами – что в Ялте, что в Евпатории, что в Симферополе. Но за города спрос не с Аксёнова, а с муниципальных властей (хотя какой с них спрос – за пять лет в крымской столице сменилось три мэра, а толку – чуть). А вот за трассы республиканского значения, от города к городу, отвечает именно совет министров. Так вот об этих трассах. Зимой из Симферополя к морю не проедешь, если ты не на внедорожнике. Поедешь через Ангарский перевал в Алушту или с другой стороны, через Соколиное, на Ай-Петри и Ялту – остановит полиция и развернёт. Тем, кому приспичило, конечно, могут рвануть на Южный берег совсем уж в объезд, через Танковое и гору Мангуп или вообще кружным путём через Севастополь, но бензина при этом придётся спалить изрядно. Между тем по ялтинской трассе, как и прежде, в любой сезон и в любую погоду ползут гружёные фуры, срываясь в обрывы и сталкивая друг дружку с узкой дороги. Давно пора расширить и облагородить дороги, ведущие к Южному берегу, да только за пять лет у главы Крыма руки так и не дошли. Занят: заново строит уже давно построенную «Тавриду».

Наверное, будет не очень заметно, если немного – вот столечко! – сэкономить на строительстве трассы «Таврида», проложив её по старой, советской дороге? фото: РИА Новости
Но если на Южный берег всё-таки можно просочиться на машине хотя бы в объезд, то в Евпаторию из столицы ведёт одна-единственная автомобильная дорога. Как и большинство крымских дорог, она очень узкая. Качество покрытия местами – за гранью добра и зла. А ведь по этой дороге в специализированные здравницы круглый год едут дети и инвалиды. Там и Саки, и Мойнаки, и лиманы с целебными грязями, полностью излечивающими даже запущенный параполиомиелит, но добраться – проблема. Есть, правда, железнодорожная ветка, но ехать в Евпаторию на электричке – изматывающее и неоправданно долгое времяпровождение. Особенно летом, в адский солнцепёк.

Ни умыться ни напиться

Ещё одна не решённая властями Крыма проблема – пресная вода. В крупных городах и на Южном берегу её достаточно. А вот на севере полуострова её почти нет. Чем эта нехватка чревата, показала прошлогодняя драма в Армянске, откуда из-за выбросов на химическом комбинате и высыхающего кислотного отстойника пришлось увозить всех детей. А взрослые несколько месяцев вынуждены были поголовно ходить в «намордниках» – респираторах. А всё из-за нехватки пресной воды. Проблема, казалось бы, имеет одно из очевидных решений: либо наладить подачу днепровской воды по Северо-Крымскому каналу, что, по понятным причинам, сегодня невозможно, либо «раскопать» несколько давно разведанных артезианских скважин вблизи Первомайского и Джанкоя и протянуть водоводы к Армянску и Красноперекопску. Работы вроде бы затевались ещё в 2015-м, но, судя по тому, что на севере полуострова пресной воды как не было, так и нет, воз и ныне там. Проект курирует сов­мин, так что это, выходит, тоже недоработка Аксёнова. А, как мы уже писали, дефицит воды на севере полуострова чреват социальным взрывом. Садоводством и огородничеством там занимаются крымские татары, которым при репатриации не досталось земли в Симферополе и на Южном берегу – их уговорили поселиться на засушливых землях, обещая изобилие пресной воды. Сегодня многие из этих переселенцев считают себя обманутыми – сады погибли, огороды засохли. Да ещё и работы в тех краях нет.

Вообще-то проблема пресной воды имеет ещё одно решение – локальные водохранилища. В Симферополе его в своё время построили, и воды – хоть залейся. Даже в небывалую аномальную засуху 1994 года её, в общем, хватало. Нет особой проблемы отрыть водохранилища и вблизи того же Джанкоя. Но потребуются вложения – разведать подземные источники, прорыть достаточно глубокие скважины и т.д. А в совмине между тем неизменно отвечают: денег нет! Но ведь пресная вода для Крыма –

вопрос первостепенной важности. Сперва вода, а уж после – строительство разномастных показушных «мемориалов» сомнительной исторической значимости, не говоря уже о бесконечных автозаправках и харчевнях вдоль трасс. На то, чтобы «отжать» у клуба парашютистов взлётное поле в городской черте Симферополя, чтобы соорудить там аэродром для частных самолётов, деньги находятся. Чтобы застроить русло реки Салгир в городской черте, в самом центре, элитной жилплощадью – тоже. А на то, чтобы пустить пресную воду на север Крыма – их нет!

АКЦЕНТ

Был авторитет – и нету!

Отдельно хочется сказать о визитной карточке Крыма – его столице. Симферополь недаром зовут «воротами Крыма» – именно отсюда курортники разъезжаются по санаториям, отелям и базам отдыха. Ворота, надо признать, изрядно заржавленные. В самом центре, буквально под носом у депутатов Госсовета, на улицах Карла Маркса и Александра Нев­ского, на тротуарах можно запросто ногу сломать, одни выбоины. В непогоду там – непроходимые лужи. В центре города! Фасады домов – то ещё зрелище. Позорище в виде полуразрушенной стены старинного дома – как после бомбёжки Сталинграда! – у самого входа в Госсовет, не так давно всё-таки снесли (странно, что не отстроили – памятник XIX века был всё-таки), но буквально в 100 метрах в такой же разрухе пребывает другой памятник архитектуры – Дом Арендта. Окна без стёкол и ставней – как пустые глазницы слепца – выходят аккурат на Первую городскую гимназию. Смотрите, дети, как крымское начальство чтит городскую историю. Да что говорить о центре города – вблизи дома, в котором живёт сам Аксёнов (это за центральным рынком, возле 9-й школы), и дороги в ужасном состоянии, и дома. Правда, возле особняка первого лица – всё пучком. Чисто, подлатано, покрашено. Аккуратная будочка с полицейским. А вокруг – руины.

За столицу, по идее, спрашивать следовало бы с мэра. Был в городе деятельный градоначальник, Геннадий Бахарев, коренной симферополец, – но его выдавил Сергей Аксёнов. Выдавил, чтобы поставить своего протеже, авторитетного Игоря Лукашева, про которого пишут, что он имел отношение к ОПГ «Сейлем». В итоге Лукашев «не потянул», и столицу передали Наталье Маленко, в прошлом – школьной учительнице, в своё время вовремя вступившей в Партию регионов. Она, как и Лукашев, протеже Аксёнова. За недолгое руководство городом она уже успела «прославиться»: стала тут же составлять «реестр ветхого жилья», куда немедленно попала историческая застройка в центре города. Весь Симферополь – сплошь из ветхих построек, старый город, за центральным универмагом – одноэтажные халупы без воды и газа. Но дама предпочла внести в реестр не это наследие, а вполне годные дома екатерининской застройки – теперь их жители ждут принудительного выселения. Что-то снесут, освободят место для многоэтажной новостройки, что-то отреставрируют для новых, богатых владельцев – и вся недолга... Увы, былого авторитета крымский лидер давно лишился, а новый так и не смог заработать.

Игорь Егоров

11.02.2019 08:19

Просмотров: 4883