Эрдоган в 5 раз повышает плату за проход судов через черноморские проливы

Турецкий узел

После начала российской спецоперации на Украине Турция в полной мере использует своё право контроля над проливами. Решение поднять ставки оплаты за проход кораблей через Босфор и Дарданеллы может выглядеть жёстко. При этом Анкара мало чем рискует, зато её чистая выгода может составить 160 млн долларов в год.

Сейчас Анкара пытается выжать максимум из скудеющих торговых потоков, которые связывают российское Черноморье с остальным миром. Оно и понятно: в самой Турции – экономический кризис. Эксперты винят в нём президента Эрдогана, который пытается управлять экономикой в ручном режиме. В результате курс лиры ежегодно падает вдвое, а инфляция в этом году достигла 70%. Подняв тарифы на проход судов через проливы, турки вместо привычных 40 млн долларов получат 200 – какая-никакая, а прибавка в бюджет.

Восточный торг

Анкара уже не первый раз решает свои проблемы не в пользу России. Так было в 2003 году, когда Турция в одностороннем порядке изменила правила движения танкеров в проливах (объяснялось это желанием минимизировать разливы нефти в море). Таким образом, хотя и не явно, было ограничено количество проходящих за день судов. Сейчас уже понятно, что так турки стимулировали открытие нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, состоявшееся в итоге в 2006 году. После запуска трубопровода турки словно забыли об экологических проблемах и разрешили повысить транзит нефти через проливы с 90 млн тонн до 144 миллионов. Правда, при этом ввели для больших танкеров обязательную услугу – лоцманское сопровождение. Этот шаг явно противоречил Конвенции Монтрё, где прямо сказано, что Турция не имеет права навязывать судам лоцманское сопровождение. Однако решение было продавлено под предлогом обеспечения безопасности. Была ещё такая уловка: турки давали преимущество на вход в проливы танкерам, которые идут в турецкие порты.

Ударим по помидорам?

За последние 15 лет требования к проходу танкеров ужесточались неоднократно. И всякий раз это оборачивалось расходами для поставщиков российской нефти. Что будет означать объявленное сейчас повышение цен? Здесь надо уточнить, что турки обязаны пропускать корабли бесплатно. Однако в приложении к конвенции упоминаются сборы на санконтроль, маяки и спасательную службу, которые рассчитываются от тоннажа судна. Вот их-то сейчас и повышают – вместо 4 долларов за тонну будут брать 20. То есть применительно к нефти наценка на баррель получается около 2,2 доллара. Такую же маржу Анкара снимет с российского зерна, удобрений, угля...

Не разыграется ли у турок аппетит и чем Россия может его ограничить? В своё время была популярна байка о брифинге главы МИД СССР Андрея Громыко перед американскими журналистами. На вопрос о возможном закрытии турецких проливов для советских судов он будто бы ответил: «Нам достаточно двух ракетных залпов, и там появятся новые проливы!» Сейчас такая риторика неуместна. Так что, вероятно, следует ждать асимметричного ответа по линии Роспотребнадзора или Россельхознадзора. Уже замечено: во время обострений между Москвой и Анкарой в турецкой продукции по какому-то совпадению обнаруживается зараза, из-за чего её нельзя продавать в России. Или же на турецких курортах найдётся какая-нибудь кишечная палочка, из-за чего полёты могут быть отменены. В конце концов, так будет ещё и патриотично.

Кстати

Уже в конце февраля Анкара закрыла проход для военных кораблей России и Украины. Как это отразилось на снабжении российских военных подразделений в Сирии, официально не комментируется. Но не нужно быть экспертом в логистике, чтобы понимать – отразилось плохо. К тому же в апреле Турция решила не продлевать разрешение для полёта российских военных и гражданских самолётов в Сирию. Теперь военным кораблям можно ходить в Тартус только через Балтику и Гибралтар, а с самолётами ещё сложнее: нужно лететь через Иран и Ирак, а последний находится под сильным влиянием Вашингтона и уже закрывал небо для российских военных. Ослабив позиции России в Сирии, Турция там, наоборот, активизировалась.

В самом Чёрном море ситуация также становится нестабильной. В начале марта Анкара объявила, что закрывает проливы для всех военных кораблей любых стран. Однако при этом турки продолжают пропускать натовские корабли, явно нарушая баланс сил не в пользу России. В августе НАТО беспрепятственно провело свои ежегодные учения Sea Breeze, в которых участвовали 24 корабля из 11 государств.

Глеб Майков

05.09.2022 09:00

Просмотров: 4269