Выпускников Сорбонны в «Вымпеле» учили убивать расчёской и шнурками
Операционная система
За 30-летнюю историю бойцы «Вымпела» лишь дважды не выполнили приказ. Дважды один и тот же – отказались штурмовать Белый дом. В первый раз, в 1991 году, бойцов за невыполнение приказа поощрили, во второй, два года спустя, – наказали, и весьма сурово. При этом оба раза они только и сделали, что не стали стрелять в своих сограждан – на том простом основании, что в компетенцию «вымпеловцев» не входили операции на территории собственной страны. В том же 1993 году бойцы «Вымпела» ещё раз проявили характер – после того как в декабре президент Борис Ельцин подписал указ о переподчинении «Вымпела» МВД. Из 480 состоявших на службе спецназовцев 430 подали рапорты об увольнении со службы. Ничего подобного больше не было ни в одной силовой структуре – ни в армии, ни в спецслужбах. Милицейские погоны надели 50 бойцов, которые пришли в отряд в самом конце 80-х. Но подразделение не исчезло, через несколько лет его возродили уже в составе ФСБ РФ.
А вначале всё было по-другому. На протяжении 15 лет председатель КГБ Юрий Андропов пробивал наверху, в ЦК, идею воссоздания секретных подразделений, которые занимались бы исключительно спецоперациями за рубежом. Такие отряды в СССР раньше имелись, их было несколько, и действовали они достаточно эффективно. Но в начале 60-х первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв принял волюнтаристское решение об их ликвидации – говорят, что виной тому был громкий международный скандал, вызванный убийством лидера украинских националистов Степана Бандеры в Германии. И вплоть до начала 80-х деликатные задания за границей выполняли в основном сотрудники двух подразделений КГБ – «Каскад» и «Зенит». Эти люди, при всей их высокой квалификации, могли выполнять лишь некие точечные операции, но были не готовы вести спецмероприятия на значительной территории зарубежных стран большими группами. В 1980 году начальник управления «С» ПГУ КГБ СССР генерал-майор Юрий Дроздов предложил Юрию Андропову создать спецотряд, который мог бы такие мероприятия проводить. Убедить президиум ЦК КПСС оказалось несложно: война в Афганистане принимала затяжной характер.
19 августа 1981 года на закрытом совместном заседании Совета министров СССР и политбюро ЦК КПСС было принято решение о создании в системе КГБ секретного отряда специального назначения для проведения операций за пределами СССР. Формировать новое подразделение решено было на базе спецгрупп «Зенит» и «Каскад», но в дальнейшем планировалось отказаться от приёма в отряд кадровых офицеров спецслужб. Ими пополнялась «Альфа», а в «Вымпел» набирали пограничников, десантников, лётчиков и моряков. Трудоустраивали и гражданских, обладающих «специальными навыками» – какими именно, можно только догадываться. Среди этих гражданских были спортсмены-многоборцы и даже лучники, но встречались и «ботаники» с гуманитарным образованием, не имевшие ровным счётом никаких боевых навыков и даже не служившие в армии, но зато хорошо разбиравшиеся в химии, физиологии и психологии. Их, конечно же, приходилось долго учить.
Процесс обучения по индивидуальной программе гражданского специалиста занимал пять лет. На спецподготовку выпускника высшего воздушно-десантного командного училища отводилось два года. Помимо боевых единоборств и изматывающих физических упражнений будущие офицеры «Вымпела» проходили психологическую подготовку, учились обманывать полиграф и штудировали иностранные языки. По словам генерала Дроздова, бойцы отряда должны были уметь совмещать функции разведчика, действующего под дипломатической крышей, диверсанта-одиночки и универсального солдата, способного не только стрелять из всех видов оружия, но и убивать с помощью самых обычных предметов обихода – ботиночных шнурков, расчёски и авторучки.
Подготовка одного бойца «Вымпела» в 1982 году оценивалась примерно в 100 тыс. рублей. На эти деньги можно было купить 10 автомобилей «Волга» или 20 «Жигулей». Каждый боец проводил в зарубежных командировках не менее шести месяцев в году. Перед этими командировками «вымпеловцам» пломбировали зубы по технологии той страны, где им предстояло работать, обеспечивали их заграничной одеждой и аксессуарами и даже учили, как правильно жевать резинку и пользоваться импортными бытовыми приборами. Но главное – их учили действовать теми же методами, которыми действуют международные террористы.
«Воровали, к примеру, людей, которые являлись секретоносителями, с территории противника, – вспоминает генерал Дроздов. – Вели переговоры с террористами, захватывавшими заложников, и, если они не давали результатов, лидеры этих боевиков при невыясненных обстоятельствах погибали».
По словам генерала Дроздова, «некоторые сотрудники «Вымпела» прошли, естественно нелегально, стажировку в подразделениях специального назначения НАТО». И это ещё что – среди «вымпеловцев» было несколько выпускников Сорбонны. Это в советское время!
Прославился «Вымпел» в основном благодаря событиям начала 80-х в Афганистане. Но в его истории было немало других не менее славных эпизодов, достойных того, чтобы о них были написаны книги и сняты фильмы. Осенью 1985 года в ливанской столице произошёл вооружённый захват сотрудников советского посольства. Четверо наших граждан – сотрудник консульства Аркадий Катков, врач Николай Свирский и офицеры КГБ Олег Спирин и Валерий Мыриков – ехали по Бейруту на двух автомобилях. Неожиданно наперерез их машинам выехали грузовики, оттуда высыпались автоматчики и открыли стрельбу. Каткова ранило в ногу. Террористы связали советских граждан и увезли их на окраину города, где и спрятали. У Каткова началось заражение крови, и его застрелили. Похитителями были боевики палестинской организации «Силы Халеда бен аль-Валида». Договориться с террористами по дипломатическим каналам не удалось, и в Бейрут вылетела группа спецназовцев «Вымпела».
Приказы офицерам «Вымпела» о начале боевой операции мог отдать только один человек в стране – председатель КГБ СССР. Генерал Дроздов уточняет, что отдаваться приказ должен был только в письменной форме, хотя в приведённой выше ситуации, по рассказам бывших «вымпеловцев», обошлись устным распоряжением. Уточнить, сколько было отдано таких вот устных приказов, не представляется возможным, как и проверить, действительно ли за первые 10 лет был убит один-единственный боец «Вымпела», или жертв было больше. Материалы на сей счёт будут засекречены ещё как минимум 20 лет.
До 1988 года на территории СССР «вымпеловцев» не задействовали вообще. Но в армейских учениях они участие принимали. Правда, весьма специфическим образом – в качестве условных диверсантов. «Выбросили на территорию страны, от Одессы до Ленинграда, 182 «диверсанта» со снаряжением, – вспоминает генерал Дроздов. – Такая легенда, скажем: к Крыму подходит подводная лодка, оттуда высаживаются диверсанты, идут от Севастополя через весь Крым и доходят до Киева. Так вот ни одного «диверсанта» не заметили ни милиция, ни военные, хотя помимо них наших бойцов ловили московское управление КГБ, КГБ Украины и Белорусский КГБ. И никого не поймали». «Диверсанты» преспокойно добрались до реакторов Воронежской и Белоярской атомных станций и условно их заминировали, а на Армянскую АЭС с воздуха сбросили десант. Успешно «заминировали» и часть газопровода «Дружба». А «на сладкое» проникли в райотдел КГБ подмосковной Дубны.
Чем занимаются сотрудники правопреемника «Вымпела» – управления «В» Центра специального назначения ФСБ РФ по борьбе с терроризмом, сказать сложно. Деятельность подразделения продолжает оставаться секретной, хотя в выпусках новостей время от времени мелькают сюжеты о том, как его сотрудники устраняют северокавказских экстремистов. Известно, что в компетенции управления остаются разведка и диверсии, в том числе на территории других государств, захват и доставка «хорошо информированных лиц», обладающих ценной информацией, внедрение в структуру спецслужб и военных организаций за рубежом с целью шпионажа или ликвидации людей, представляющих угрозу государству. Но всё это – секрет!
Просмотров: 5554