ВЭБ.РФ помогает российским городам отказаться от маршруток в пользу современного электротранспорта

Трамвай набирает ход

Когда-то мы жили в стране с самой развитой сетью троллейбусов и трамваев, но теперь в некоторых городах электротранспорта и вовсе не осталось. Эксперты признают: регионы не смогут решить эту проблему самостоятельно, справиться с масштабной задачей под силу только объединив усилия частных игроков, властей и организаций развития. В таких условиях и стартовала новая правительственная программа городского электротранспорта, благодаря которой с помощью ВЭБ.РФ города начали ремонтировать пути и контактные сети, на которые выходят новые трамваи.

Два новых трамвая в конце июля доставлены в Липецк, в течение ближайших 5 месяцев город получит 26 таких машин, а к 2025-му их число будет доведено до 46. Для них начали обновлять инфраструктуру — контактную сеть, рельсы и остановки. Транспорт выйдет на маршруты до нового года. Трамваи свяжут недавно построенные микрорайоны Липецка с Левобережьем, где расположены крупные промышленные предприятия. Все это стало возможным в рамках масштабной правительственной программы обновления электротранспорта, оператором которой выступает ВЭБ.РФ. Губернатор Липецкой области Олег Артамонов отметил, что благодаря участию ВЭБа и реализации проекта через механизм концессии снизится финансовая нагрузка на бюджет региона. При этом срок кредита будет длительным — 20 лет.

«Сотрудничество ВЭБ.РФ с Липецкой областью активно развивается. У нас есть несколько совместных проектов, цель которых — повышение качества жизни в регионе. Мы уверены, что и работа по модернизации трамвайной сети в Липецке будет успешной», — сказал заместитель председателя ВЭБ.РФ Олег Говорун.

Цена вопроса — 14,5 млрд рублей, из них 8,98 млрд предоставлены ВЭБом. Для Липецка проект выглядит поистине масштабным, реализовать его стало возможным в рамках большой федеральной инвестпрограммы, которую курирует вице-премьер Дмитрий Григоренко. Сейчас программа реализуется в 10 российских городах, в дальнейшем она явно будет расширена. Задача амбициозная: не только не отстать от мирового тренда на развитие электротранспорта, но и вернуть утраченное. ВЭБ выступает как проектный офис программы, идеолог и, в партнерстве с бизнесом и властью, — непосредственный участник.

На электрической тяге

По данным Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта и Первой компании транспортной инфраструктуры, в начале 2022 года в России в эксплуатации находились 6223 трамвайных вагона и 6060 троллейбусов. Из них 59% трамваев и 85% троллейбусов нужно будет заменить к 2030 году, иначе устареют. Масштабного обновления парка не было очень давно.

«В Советском Союзе был самый крупный в мире городской троллейбусный сегмент. Московская троллейбусная сеть была самой развитой в мире, более 60 городов только в пределах России эксплуатировали трамвайные линии. Но в 1990-е этот сегмент начал недофинансироваться», — рассказывает директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ, кандидат географических наук Павел Зюзин, руководивший разработкой проекта в Липецке.

По данным Индекса ВЭБ.РФ (анализирует качество жизни в крупнейших городах России), средний возраст трамвая в России превышает 26 лет, а доля перевозок городским электротранспортом составляет 24,3%.

Мировой тренд

Мировая повестка совершенно четкая: курс на электрификацию. Электричество — универсальный источник энергии, он может работать на чем угодно, от расщепления урана до гидроэнергии и минерального топлива. Более того, в крупных городах легковой индивидуальный транспорт был и остается одним из главных источников загрязнения атмосферы. Потому пассажирский электротранспорт там незаменим. Кому-то может показаться, что это — капля на фоне парка личных автомобилей в этих городах, но представьте, что в пробке одновременно стоят четыре дизельных автобуса с работающими двигателями или четыре троллейбуса.

При этом, в отличие от автобусов, для работы электротранспорта нужна более сложная инфраструктура и, соответственно, «длинные» деньги на ее восстановление и развитие.

Нет путей — нет трамвая

«Закупка подвижного состава бессмысленна без вложений в инфраструктуру. И вот на этом фоне ВЭБ.РФ была проработана пилотная группа городов, которые стараниями местных властей выступили инициаторами реконструкции трамвайных сетей по концессионной схеме. Смысл проекта в Липецке был в том, чтобы действительно инвестировать комплексно: не только поставить туда комфортабельный подвижной состав, но и реконструировать пути, подстанции, чтобы этот подвижной состав смог по скорости сообщения составить конкуренцию автобусам и легковому автотранспорту на ряде узлов», — говорит директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин. Как он отмечает, развитие трамвайного сообщения позволяет решить и еще одну проблему современных городов. «В утренние часы пик там тяжелая ситуация на ряде перекрестков, а трамвайная сеть имеет 90% обособления путей — они идут вне транспортного потока, на бульваре, то есть они в принципе не подвержены влиянию трафиковой ситуации», — сказал Павел Зюзин.

Общий объем программы развития городского электротранспорта с участием ВЭБ.РФ составляет 390 млрд рублей. Помимо Липецка, к программе также подключились Нижний Новгород, Ярославль, Курск, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Красноярск, Краснодар и Пермь. Павел Зюзин считает, что в дальнейшем она должна быть расширена и на остальные города, сохранившие свои трамвайные сети; среди них Ижевск, Барнаул, Челябинск, Самара и другие.

Модернизация — полным ходом

Программа модернизации транспорта в регионах идет полным ходом. Так, в минувшую пятницу ВЭБ.РФ сообщил о первом транше льготного финансирования ГТЛК для поставки троллейбусов в Мурманск. В результате проекта будет обновлено до 30% троллейбусного парка города. Сумма проекта составит более 650 млн рублей. Это первый проект госкорпорации по обновлению городского общественного транспорта в Арктической зоне России. Обновление транспорта в Мурманске позволит решить социальную задачу перевозки маломобильных групп населения, сократить время при посадке и высадке пассажиров, увеличить скорость движения и улучшить транспортную доступность к социальным объектам.

«Сейчас троллейбусный парк Мурманска составляет 107 транспортных единиц, из которых 37 — старше 10 лет, а 56 — старше 7 лет. Вместе с тем закупка новых троллейбусов позволит существенно снизить долю устаревшего парка. По данным Индекса качества жизни ВЭБ.РФ, доля перевозок городским электротранспортом в Мурманске сейчас составляет 51%», — сообщили в ВЭБе.

Норайр Блудян, директор «Транспортной Ассоциации Московской Агломерации», член рабочей группы «Транспорт» экспертного совета при Правительстве РФ

Норайр Блудян, директор «Транспортной Ассоциации Московской Агломерации», член рабочей группы «Транспорт» экспертного совета при Правительстве РФ:

«До недавнего времени у регионов не было финансовых средств для развития трамвайных перевозок, они требуют серьезных вложений, создания инфраструктуры: рельсов, контактных сетей и, безусловно, подвижного состава — вагонов трамваев. Конечно, где-то региональные власти искали возможности, но фактически то, что было создано в советский период, — оно и эксплуатировалось.

Хочу подчеркнуть: то, о чем мы говорим — развитие общественного транспорта, — входит в полномочия регионов. Но, поскольку стало понятно, что становится все хуже, на федеральном уровне было принято решение включить финансирование этих проектов в федеральные программы. ВЭБ.РФ — один из первых, кто включился в выполнение этой задачи.

Если говорить в целом, я не вижу других механизмов поднять горэлектротранс. Считаю, что надо приветствовать сам глобальный подход к решению проблемы и соблюдение баланса интересов за счет участия в проектах нескольких сторон: государственной корпорации, властей регионов и лизинговых компаний».

Николай Ольхин

31.07.2023 09:48

Просмотров: 5086