Важные вопросы о попытке ФЦН Минздрава в Тюмени потратить более 300 миллионов рублей государственных денег
«За ценой не постояли»
В начале октября ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» (ФЦН) Минздрава России объявило аукцион на поставку навигационной хирургической системы. Речь идёт о комплексе оборудования, который позволяет врачам отслеживать положение инструментов в теле пациента. Аппаратура сложная и стоит десятки миллионов рублей. Однако ФЦН обозначил и вовсе гигантскую сумму – 302 миллиона. Нам не удалось найти похожие тендеры с таким порядком цифр (см. Справку), поэтому мы решили изучить тюменскую закупку более подробно.
Конечно, механизм аукциона предполагает, что потенциальные поставщики будут толкаться локтями и снижать цену. Чем больше их будет, тем больше сэкономит бюджет. Но ситуация вокруг тендера ФЦН позволяет предположить, что здесь дела обстояли иначе и заказчик ждал какого-то конкретного исполнителя. Что может на это указывать?
Вопросы есть, проверки нет
При подготовке к аукциону заказчиком был заявлен определённый код КТРУ. Этот код указывает, что ФЦН хочет купить именно ультразвуковую систему навигации, а не какую-либо иную. При этом, насколько мы могли увидеть, в описании необходимого оборудования речь шла о другом. А именно – об отслеживании положения хирургических инструментов при помощи инфракрасной камеры. Для чего создавать такую путаницу с кодами КТРУ, если не для того, чтобы «посторонние» производители медоборудования попросту не нашли этот тендер в системе госзакупок?
Дальше – больше. При анализе тендерной документации трудно отделаться от мысли, что аукцион здесь может быть лишь формальностью. Описание объекта закупки выглядит так, будто специалисты тюменского ФЦН заранее выбрали конкретную модель оборудования и не готовы рассматривать аналоги. А именно, можно сделать вывод, что под описание объекта закупки без вариантов попадает только одно – система хирургическая навигационная с принадлежностями Curve Navigation 17700 производства немецкой фирмы Brainlab AG.
По сути, в центре нейрохирургии, которым руководит заслуженный врач Альберт Суфианов (на фото слева), и не скрывают, что выбор в пользу конкретной аппаратуры уже сделан. «Заказчик пришёл к выводу, что в настоящее время единственным доступным и полнофункциональным продуктом, предоставляющим полноценное решение вышеперечисленных задач и потребностей, с учётом специфики, спектра и сложности выполняемых нейрохирургических вмешательств и существующего «парка оборудования», является программно-аппаратный комплекс производства компании Brainlab AG, Германия. Уникальность и безальтернативность данного комплекса обусловлены его архитектурой и концепцией разработки и построения», – сказано в ответе на запрос одного из возможных участников аукциона, опубликованном на портале госзакупок.
Зачем тогда вообще проводить аукцион, спросите вы? Какая здесь может быть конкуренция? В Федеральном центре нейрохирургии на эти вопросы ответили весьма оригинально.
Конкуренция для своих?
Согласно заявлению Федерального центра нейрохирургии соперничать за 300 млн из средств нацпроекта должны будут не производители дорогостоящего оборудования, а фирмы-посредники. «Извещение не предусматривает, что осуществление закупки проводится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика», – говорится в ответе на запрос. И далее: «Указанные заказчиком технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо готово поставить товар с названными функциональными техническими характеристиками».
Получается, что производитель один, а поставщиков несколько и все они будут конкурировать между собой? Насколько сильно они снизят цену в таком случае? Могут ли они вступить в ценовой сговор? И на эти вопросы по поводу тендера ФЦН могла бы ответить антимонопольная служба.
Судя по реестру Росздравнадзора, сейчас на российском рынке присутствует несколько навигационных хирургических систем, которые по своим характеристикам могут быть сопоставимы с требованиями ФЦН. Это как иностранное, так и российское оборудование. Например, немецкая система NAV3i, американская StealthStation S8, отечественные комплексы «Мультитрек» и «Автоплан». Но ни один из этих вариантов руководство ФЦН, вероятно, даже не рассматривало. Желание управленцев увеличить объём «осваиваемых» на одном тендере средств в 3–5 раз выглядит, мягко говоря, непатриотичным.
Подведение итогов скандального аукциона было назначено на 27 октября. Однако он признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. Видимо, ситуация и правда скользкая настолько, что поставщики аппаратов Brainlab AG решили в ней не светиться.
Есть и ещё один факт, который в этой истории можно считать показательным. Один из возможных участников аукциона пожаловался на ФЦН в ФАС. Однако спустя несколько дней он отозвал своё заявление, и потому проверка в отношении тюменского медучреждения проводиться не будет. Уместно предположить, когда пыль осядет, руководство ФЦН попытается заново провести этот аукцион. Быть может, антимонопольному ведомству всё-таки стоит увидеть в этой истории основания для внеплановой проверки организатора сомнительного тендера?
Справка
Анализ открытых источников и официальных площадок (включая портал zakupki.gov.ru) показывает, что аналогичные системы хирургической навигации закупались медицинскими организациями России по существенно меньшей цене. Например:
Конкретно
В одном только 2025 году на госпрограмму «Развитие здравоохранения» выделено более 1,5 трлн рублей. Значительная часть этой суммы предназначена для обновления материальной базы российских больниц. Злоупотребления, которые ФАС выявляет в этой сфере едва ли не каждый месяц, поражают своим размахом. Например, в июне был раскрыт «картель» при поставке медизделий в больницы Петербурга и Калининградской области на сумму 620 млн рублей. В августе обнаружен ещё один сговор поставщиков. Тогда дело касалось закупок средств медицинской реабилитации в семи регионах на 1,5 млрд рублей. Далее, в сентябре антимонопольщики начали расследование возможного сговора при поставках аппаратов ИВЛ и УЗИ в пяти регионах на сумму в 1 млрд рублей.
В целом с начала текущего года ФАС выявила «картели» во всех регионах страны, возбудив 158 дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности. Сговоры часто связаны с подкупом заказчиков, которые соглашаются составить конкурсную документацию под определённую компанию. История с несостоявшимся пока аукционом тюменского ФЦН как будто готовилась пополнить этот список.
Просмотров: 87