В зоне СВО погиб польский активист Ежи Тыц, занимавшийся восстановлением памятников советским солдатам

Когда и один в поле воин

История Ежи Тыца, который погиб в зоне спецоперации, не имеет ничего общего с польскими наемниками, воюющими на стороне ВСУ против России. Это жизнь истинного патриота, посвятившего себя делу сохранения памяти наших дедов и прадедов, павших в годы Второй мировой войны.

Этим летом Ежи Тыц пропал без вести в зоне боевых действий, куда отправился добровольцем, и долгое время о нем не было никакой информации. Недавно его тело опознали в морге Ростова. Гибель польского активиста, руководившего мемориальным обществом «Курск», на днях подтвердили в правительстве Курской области.

«На фронте он взял позывной Зыгмунт и до конца оставался верен своим убеждениям, сражаясь против неонацистов. Светлая память», – такие слова опубликовал Telegram-канал правительства Курской области. И теперь его тело планируют перевезти в Москву и похоронить на одном из подмосковных кладбищ.

Патриотизм родом из детства

Ежи Тыц – поручик-артиллерист польской армии. После службы он работал полицейским, а ближе к пенсии основал организацию «Содружество «KURSK», дав ей название в память о событиях на Курской дуге. Он занялся поиском и восстановлением памятников советским солдатам на территории Польши.

Дело в том, что война не обошла стороной его семью. В начале 1945 года его мать Хелену Тыц, которой тогда было всего 14 лет, спас советский солдат, буквально вытащив ребенка из дома, подожженного отступающими немцами.

Красноармеец, которому было всего 18 лет, собрал польских детей и вывез их в тыл советских войск, где несколько дней заботился о них. Дети дождались освобождения своей деревни, после чего вернулись домой. Мать Ежи на всю жизнь запомнила простого русского солдата, спасшего ей жизнь.

«Мы сохраняем память о тех людях, которые освободили нашу страну и другие страны Европы», – говорил сам Ежи.

Что это, как не обычная человеческая благодарность, впитанная с молоком матери?

Ради сохранения памяти

За счет полученного воспитания Ежи Тыц не мог допустить, чтобы места памяти красноармейцев-освободителей оставались заброшенными. Примечательно, что нашлись те, кто поддержали его. В итоге получилось, что пока одни поляки рушили, другие с любовью восстанавливали.

«Я знаю и никогда не забуду – кто освободил мою страну ценой своей крови, вернул Польшу на карту мира, которая полностью была захвачена немецкими оккупантами», – рассказывал Ежи Тыц, отмечая признательность советским солдатам. По его словам, он не мог спокойно смотреть на то, что происходило в Польше в начале 90-х, когда началась первая волна по сносу памятников.

Благодаря деятельности «Курска» были отремонтированы и восстановлены десятки обелисков и памятников захоронений наших солдат и офицеров. Важно отметить, что эта работа не финансировалась польскими властями – какие-то средства приходили из России от различных негосударственных организаций, но большую часть давали поляки. Тыца не только называли русским агентом, но и не раз пытались обвинить в российском финансировании, в связи с чем «Курск» подвергался соответствующим проверкам, но их итогом неизменно был вывод, что львиная доля финансирования – это польские деньги.

Власть не могла смириться с позицией «Курска», фактически связав его по рукам и ногам, а самого Ежи Тыца подвергли огромному давлению. Активист отмечал, что за 11 лет своей работы по восстановлению памятников советским солдатам в Польше, много путешествуя в связи с этим по стране, он ни разу не столкнулся с негативом или агрессией со стороны местных жителей. Однако отношение к нему чиновников и политиков оказалось противоположным.

Работу Ежи Тыца по восстановлению памятников советским воинам в Польше в 2020 году оценивал сенатор Алексей Пушков. По его словам, Ежи Тыц в условиях небывалой русофобии в Польше делал благородное дело по защите памяти нескольких сотен тысяч красноармейцев-освободителей.

В 2022 году Ежи Тыца задержали, запретив покидать страну. Когда через месяцев ему вернули документы, он уехал в Россию.

Если говорить о памятниках советским солдатам, то в Польше на сегодняшний день сохранилось не более сотни, в то время, как ранее их было свыше шестисот.

Память о настоящем патриоте

Временный поверенный в делах РФ в Польше Андрей Ордаш в интервью телеканалу «Россия 1» высоко оценил работу, проводимую Ежи Тыцем, отметив, что ему приходилось действовать в «непростых условиях оголтелой антироссийской истерии». По его словам, Ежи Тыц был настоящим патриотом своей страны и стремился добиться того, чтобы нынешние и последующие поколения поляков знали правдивую историю.

«Историю о подвиге людей, которым эта страна, Польша, и ее жители просто обязаны своим сегодняшним существованием», – сказал дипломат.

По словам вице-спикера Мосгордумы Андрея Медведева, настоящим русским героем Ежи Тыц стал задолго до того, как принял решение отправиться в зону СВО.

«Он с группой единомышленников восстановил десятки памятников советским воинам. Защищал воинские захоронения от местных националистов. Один в поле воин - это про него», – подчеркнул Медведев.

«Я с большой гордостью и честью всегда и везде, на всех площадках, говорил, что Ежи Тыц – мой польский брат,говорит член общественного совета при Минобороны РФ, военный эксперт, полковник запаса Вячеслав Калинин. – Харизма, принципиальная позиция нашего польского друга в деле сохранения памяти наших дедов и прадедов, погибших в годы Второй мировой войны, заслуживает глубочайшего уважения».

Калинин отметил, что был знаком с Ежи Тыцем много лет, и все эти годы их связывала крепкая мужская дружба.

«Мы были знакомы более семи лет и реализовали десятки совместных проектов по увековечиванию памяти советских воинов, погибших в период Великой Отечественной войны, как в России, так и в Восточной Европе. Вместе мы организовывали конференцию в Варшаве по вопросам исторической памяти, проводили мероприятия по открытию мемориалов в ряде населенных пунктов Польши», – сказал Калинин. В качестве примера проведенной работы он обратил внимание на мемориал, в городе Миколине – один из первых памятников советским воинам в Восточной Европе. По словам эксперта, Ежи Тыц вложил огромные силы и время в его восстановление.

«Несколько лет назад, еще до пандемии, я имел честь в составе российской делегации участвовать в торжественном открытии этого восстановленного памятника на территории Польши», – вспоминает Калинин.

Также он добавил, что Ежи Тыц принимал участие во многих мероприятиях в России.

«Благодаря его принципиальной позиции голос истинных патриотов, сторонников дружбы России и Польши, был слышен не только в Восточной Европе, но и в других странах, – уверен Вячеслав Калинин. – Обладая внутренней харизмой настоящего лидера, он вел за собой многих неравнодушных людей из Польши и других стран в деле укрепления дружбы с Россией и сохранения памяти погибших воинов. Он был искренним патриотом польского народа и верным другом России. Его трагическая гибель в ходе СВО еще раз подтверждает, что перед нами был человек чести – воин, который активно применял свой военный опыт и знания, будучи ветераном в отставке, сражаясь на передовой за наши общие традиционные ценности, за дружбу и единство славянского мира».

По некоторой информации, согласно завещанию, оставленному Ежи Тыцем, он хотел, чтобы его похороны прошли в закрытом формате. Безусловно, уважение воли погибшего – это важно. В то же время, не вызывает сомнений и то, что многие, кто были лично с ним знаком, и те, кто благодарен за его борьбу, наверняка захотят проститься. Искренне, по велению души.

Максим Николаев

24.09.2025 09:30

Просмотров: 94