В Госдуме предложили разрешить водить машину с 16 лет
Молодые и быстрые
Депутат Госдумы Василий Власов, которого нередко называют самым молодым российским парламентарием, предлагает разрешить управление автомобилем с 16-летнего возраста. Своё предложение депутат объяснил тем, что в возрасте 16-17 лет многие подростки уже имеют опыт трудоустройства. Более того, часть молодёжи в этом возрасте живёт отдельно от родителей и самостоятельно зарабатывает на жизнь – это, в первую очередь, касается студентов. По его мнению, наличие такой возможности подстегнёт подростков к более раннему вовлечению в экономические процессы, сделает их более самостоятельными. Эта идея нашла понимание далеко не у всех.
Депутат прокомментировал своё предложение в беседе с телеканалом «360». Он указал на опыт западных стран, напомнив, что во многих из них подростки могут управлять автомобилем с 16 лет. При этом первые два года с ними рядом должен находиться взрослый наставник с водительским стажем более трёх лет.
Как отметил Власов, запрос на снижение возрастной планки поступил от самих подростков. Молодые люди пожаловались, что не могут приступить к трудовой деятельности, так как перед ними остро стоит проблема транспорта. Проезд общественным транспортом оказался долгим и дорогостоящим, а передвижение на личном автомобиле – самым оптимальным выходом.
Своё предложение Власов изложил в письме начальнику ГУОБДД МВД России Михаилу Черникову. По словам депутата, одним из выходов могли бы стать юношеские права, выдача которых практиковалась в СССР.
За и против
Вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр не стал возражать против идеи начать выдавать права россиянам с 16 лет. Он также вспомнил про опыт СССР и пояснил, что такая практика поможет подросткам быстрее выработать навык вождения автомобиля. Как отметил эксперт, с советских времён плотность трафика в городах значительно возросла, однако и автомобили стали гораздо более комфортными и технологичными. Он выступил за приобщение людей к автомобильной культуре, так как в этом случае пешеходы будут вести себя внимательнее, а водители – более профессионально.
Хайцеэр согласился с тем, что разрешение подросткам управлять автомобилем влечёт за собой определённые риски, но они снижаются, если рядом с несовершеннолетним первое время будет ездить опытный взрослый водитель.
Зампред думского комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов поддержал идею снижения возрастной планки, однако выступил за введение ограничений для самых молодых водителей. Он также предостерёг от поспешных выводов об инициативе и призвал прислушаться к экспертам и мнению общественности.
Согласно статистике, подростки ведут себя за рулём более агрессивно. Вместе с этим ПДД нарушаю водители всех возрастных категорий. При этом у молодёжи моторика и реакция развиты лучше, чем у пожилых водителей.
Против данной инициативы выступил глава комитета ГД по транспорту и строительству Евгений Москвичёв. Он напомнил, что молодые люди, севшие за руль, нередко лихачат, подвергая опасности свои и чужие жизни. Противником инициативы стал и автоэксперт Игорь Моржаретто. Он считает, что человеку можно «что-то доверить» с 18 лет, а в отношении 16-летних подростков такой уверенности нет.
Свои опасения насчёт ранней выдачи водительских прав выразил и проректор МАДИ, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Султан Жанказиев. Он отметил, что в автомобильном потоке станет слишком много молодёжи, поведенческую реакцию которой не всегда можно спрогнозировать. Это, по его мнению, станет причиной роста конфликтности в транспортном движении.
Водитель-школьник
Во многих странах стать обладателем водительских прав можно раньше, чем в 18 лет. К примеру, в ряде американских штатов получить навыки вождения и соответствующие документы можно с 14 лет. Управлять машиной подростки могут в сопровождении опытного взрослого водителя. На них также накладываются ограничения вроде запрета водить в тёмное время суток, перевозить несовершеннолетних и так далее.
На Северных Марианских островах и в Сальвадоре местные жители могут получить права с 15 лет, во многих европейских и южноамериканских штатах они выдаются с 16-летнего возраста. В Германии подростки также могут получить права в 16 лет, но сесть за руль им разрешается только в сопровождении опытного водителя.
В 2008 году в США было проведено исследование, которое определило процент подростков среди водителей – жертв автомобильных аварий. Выяснилось, что на 100 погибших приходилось 20 несовершеннолетних (штат Коннектикут). В штате Нью-Джерси, где права также выдают с 16 лет, жертв среди подростков оказалось в пять раз меньше. В 2012 году было проведено новое исследование, его провела Ассоциация дорожной безопасности США. По данным организации, количество смертельных ДТП, в которые попадали подростки, увеличилось на 11 процентов летом-осенью 2011 года.
Просмотров: 7730