В ЦБ объяснили массовое закрытие банковских отделений в России
За весь предыдущий, 2024 год, согласно официальной статистике регулятора, было закрыто всего 486 банковских подразделений.
Как пояснили в Банке России, кредитные организации активно переносят обслуживание клиентов в цифровой формат. Это позволяет им существенно сокращать операционные затраты и повышать общую рентабельность бизнеса. Обеспечить прибыльность стандартного банковского офиса в населенном пункте с численностью жителей менее 2,5 тысячи человек крайне сложно с экономической точки зрения.
По этой причине, как уточнили в регуляторе, банки вынуждены принимать решения о закрытии некоторых своих филиалов. При этом они не несут юридической обязанности обеспечивать физическое присутствие в каждом населенном пункте страны. Однако Центробанк следит за тем, чтобы процесс перехода к дистанционному обслуживанию был сбалансированным и не создавал серьезных неудобств для потребителей финансовых услуг. В частности, при закрытии офиса кредитные организации, как настаивает ЦБ, должны гарантировать людям возможность продолжать получать услуги привычным для них способом – через другие «физические» точки присутствия.
Регулятор совместно с банками развивает альтернативные, облегченные и выездные форматы обслуживания населения. К ним относятся, например, сервис «Наличные на кассе», который позволяет гражданину снять небольшую сумму наличных денег прямо при совершении покупки в магазине-партнере. Также развиваются мобильные офисы и активно используется обширная сеть почтовых отделений для оказания базовых банковских услуг.
На 1 октября 2025 года количество отделений почтовой связи, где можно получить некоторые банковские услуги, превысило 32 тысячи, причем более 23 тысяч из них расположены в сельской местности. Число точек, предоставляющих сервис «Наличные на кассе», составляет более 43 тысяч, из них свыше 11 тысяч также находятся в сельских населенных пунктах.
Что касается перспективы полного перехода в цифровой формат, то, по мнению регулятора, большинство кредитных организаций продолжит активно развивать онлайн-банкинг, сохраняя при этом и часть физической сети, поскольку определенная категория граждан пока не готова полностью переходить на дистанционное обслуживание.
Ранее сообщалось, что банки стали чаще отказывать россияне в одном виде кредитов.
Просмотров: 43