Украина атакует гражданские суда в Чёрном море
Атаки у берегов Турции
В этой статье мы изложим известные на данный момент факты, и попробуем понять, к каким последствиям могут привести эти атаки.
Хронология
Первым 28 ноября подвергся атаке танкер MV «Kairos», шедший под флагом Гамбии в балласте из египетского порта в Новороссийск. Судя по всему, танкер входит в состав «теневого флота» России. Нападение на него произошло в эксклюзивной экономической зоне Турции, приблизительно в 28 морских милях – около 52 км – от побережья Турции и в 52 морских милях – около 100 км – от пролива Босфор. Забегая вперед, скажем, что остальные нападения на танкеры в море происходили так же в экономической зоне Турции. Танкер подал сигнал SOS. Первоначально речь шла о каком-то внешнем воздействии, возможно, столкновении с плавающей миной. Турецкая Береговая охрана выслала к месту происшествия свой сторожевик. На танкере вспыхнул пожар, и для его тушения к «Kairos» подошли аварийно-спасательное судно «Nene Hatun» и буксир «Rescue-12». После взрыва и пожара турецкие спасатели эвакуировали экипаж танкера (25 человек), никто не пострадал. Пожар тушили достаточно долго. После того, как его потушили, стало понятно, что этот, относительно новый танкер, 2018 года постройки, вероятнее всего, восстановлению не подлежит и будет списан. Судя по фото и видео, удар БЭК нанесли прямо в кормовую часть, что вызвало пожар в машинном отделении, который потом перекинулся на весь танкер.
Следом пришла информация об атаке на второй танкер под флагом Гамбии – MV «Virat». Атака произошла в 35 морских милях – около 65 км – от побережья Турции. Во втором случае экипаж прямо указал на причину взрывов – атака безэкипажных катеров. MV «Virat» был атакован пятью БЭК, и все они попали в цель. Правда, во втором случае пожар не произошел, танкер «отделался» несколькими пробоинами выше ватерлинии, а поскольку он также шёл в балласте, то повреждения были небольшие. Экипаж, 20 человек не пострадал. Но, тем не менее, оба судна были вынуждены прервать свои маршруты. Но на этом атаки не завершились. Получив объективную информацию о результате первой атаки, утром 29 ноября была проведена вторая. Результат её оказался таким же: несколько пробоин выше ватерлинии, пожара нет, экипаж не пострадал, находится на борту. Турецкие спасательные суда находятся на безопасном расстоянии от танкера. «Virat» повезло. БЭК нанесли удар чуть впереди надстройки, там, где находятся балластные танки, поэтому кроме пробоин выше ватерлинии, повреждений нет.
По документам, оба танкера принадлежат китайским судоходным компаниям («Kairos» – компании из материкового Китая, «Virat» – компании из Гонконга) и оба находятся под санкциями ЕС. Дипломатические источники России заявили, что в экипажах обоих танкеров были россияне. В интернете утверждается, что на «Virat» экипаж был из компании «Совкомфлот». 29 ноября в интернете появилась информация, подтвержденная видео с бортов БЭК. Атака произведена силами 13-го Главного управления военной контрразведки СБУ и Военно-морскими силами Украины. То есть украинские силовики официально признались, что Украина начала войну против торгового судоходства на Чёрном море. По одним данным, модифицированные БЭК типа «Sea Baby» повышенной дальности вышли из устья Дуная, и некоторое время находились в дрейфе в западной части Черного моря в ожидании подхода танкеров. По другим данным, старт безэкипажных катеров был произведен а Свидополе под Одессой, куда впоследствии был нанесен удар «Геранями». Точной информации мы не узнаем еще долго, это так называемый «туман войны». Оба поврежденных танкера буксируются в порты Турции. «Kairos» сильно обгорел, а «Virat», повторимся, имеет несколько пробоин выше ватерлинии, но крена нет.
Но на этом атаки в Чёрном море не прекратились. 29 ноября был нанесен удар БЭКами по рейду порта Новороссийск. Удивительно, но здесь целью были не танкеры российского «теневого флота», которые приносят стране прибыль, а выносные причалы Каспийского трубопроводного консорциума КТК. Выносной причал №2 был поврежден настолько сильно, что его дальнейшая эксплуатация признана невозможной. То есть удар нанесен по международной компании, акционерами которой кроме Казахстана и России являются три компании из США, одна из Голландии, одна из Великобритании и одна из Италии. Это уже не первая атака на нефтяную инфраструктуру Казахстана, как на территории России, так и на территории самого Казахстана.
Следует рассказать ещё о двух инцидентах с танкерами в другом регионе. 30 ноября пришла информация о том, что турецкий танкер MV «Mersin» подал сигнал бедствия у берегов Сенегала. У танкера затоплена кормовая часть. Что произошло, пока достоверно не известно. Заставляет задуматься маршрут танкера. Он вышел из Чёрного моря, прошел Средиземное море с заходом в один из итальянских портов. Через Гибралтарский пролив танкер направился к африканским берегам. В начале этого года в Средиземном море произошли несколько взрывов. Было потоплено одно российское судно и повреждены несколько танкеров западных судовладельцев, так, или иначе участвующих в перевозках российской нефти. Об этом смотри статью «Взрывы в Средиземном море». Тогда под подозрение попали английские спецслужбы и СБУ. Суть подрывов танкеров состояло в предупреждении западных судовладельцев об опасности перевозки российской нефти. Все танкеры были подорваны в кормовой части небольшими зарядами, исключающими экологические катастрофы. Невольно приходит мысль о возобновлении этой операции. Повторимся, никакой информации о причинах ЧП на борту турецкого танкера пока нет. Вторая информация позволяет предположить о совпадении. 30 ноября стало известно, что еще один из танкеров «теневого флота», MV «Mersin» у берегов Сенегала подал сигнал SOS – вода поступает в машинное отделение. Об этом сообщил турецкий журналист Ахмет Изай. Танкер в августе загрузился нефтью в российском порту Тамань, и после этого долго стояло без движения у берегов Африки. Справедливости ради нужно сказать, что сигнал SOS был подан в ночь с 27 на 28 ноября. Так что, вероятнее всего, у MV «Mersin» техническая неисправность.
Реакция
Реакции стран Евросоюза ожидаемо не последовало. Турецкие власти вначале очень сдержанно комментировали произошедшее нападение в их эксклюзивной экономической зоне. Вероятно, поверить в реальность было трудно. Но когда появилось видео от украинской стороны, турки возмутились. На 1 декабря назначили заседание турецкого Кабинета министров, главная тема которого – атака танкеров в экономической зоне страны. Результатом заседания стало заявление, появившееся в СМИ. «Мы с обеспокоенностью рассматриваем атаки совершенные… против коммерческих танкеров под флагом Гамбии… Эти инциденты, произошедшие в исключительной экономической зоне Турции в Чёрном море, представляют серьезные риски для безопасности навигации, жизни, имущества и окружающей среды. Мы поддерживаем контакты с соответствующими сторонами, чтобы предотвратить распространение и дальнейшую эскалацию войны в Чёрном море…»
Реакция Правительства Казахстана была, по большому счёту, похожая. Первые сутки все ведомства страны молчали, явно пытаясь осмыслить произошедшее и его последствия для экономики Казахстана. В конце концов, было сделано два заявления. Во-первых, было заявлено, что с целью сохранения экспортных поставок маршруты транспортировки нефти из Казахстана будут изменены (на самом деле вопрос – на какие другие маршруты?), а во-вторых, МИД страны выразил протест Украине «В связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру международного Каспийского консорциума КТК в акватории морского порта Новороссийск».
МИД России, кроме заявления о том, что на борту обоих танкеров находились граждане России, никаких заявлений не делал. И это понятно. Танкеры формально никакого отношения к нашей стране не имеют, и поднимать этот вопрос на международном уровне – значит юридически подтвердить, что «теневой флот» работает в интересах страны. Можно так же сказать о голосах, раздающихся в соцсетях о конвоировании танкеров кораблями Черноморского флота. Идея вроде здравая, только надо помнить, что танкеры шли в исключительной экономической зоне Турции. Сложно было бы объяснить, почему в ней танкеры под флагом Гамбии идут под эскортом ВМФ России.
Возможные последствия
Правительство Турции объявило, кроме заявления, о котором мы уже рассказали, что «Украинской стороне, в частности, службам безопасности, была заявлена предельно четкая реакция Турции на атаки на суда в Черном море», Турецкие СМИ пишут, что Эрдоган был крайне раздражен, когда узнал о нападении на танкеры в экономической зоне страны. Но, судя по всему – об этом чуть ниже – силам, стоящим за Украиной, это безразлично. Места диверсий – атака на гражданские суда в экономической зоне резко сужает поле для возможных ответов. Ведь не будут же турецкий ВМФ сопровождать гражданские суда других стран в своей экономической зоне. Поэтому со стороны турецкого Правительства можно ожидать только какие-то дипломатические демарши.
Правительство Казахстана, понимая, что количество перегружаемой нефти на танкеры в Новороссийске серьезно сократиться, пытается наладить обходные маршруты. Теоретическая возможность для этого существует, но надо понимать, что переориентация крупных нефтяных потоков с одного трубопровода на другие – дело не одного дня. Кроме этого, некоторое эксперты прогнозируют ухудшение отношений между двумя странами.
Реакция России может выразиться только в нанесении ударов по украинским портам на Дунае (Рени и Измаил) и по черноморским портам – Одессе и Ильичевску.
Неожиданное продолжение
Сегодня утром пришло сообщение об очередной атаке на танкер в экономической зоне Турции. Правда, детали нападения совсем другие. Атакован небольшой танкер под российским флагом класса «река-море» «Midvolga 2». Танкер проекта HCR08, тип «Каллиопа», длиной 140 метров, построен в 2014 году в Китае. Порт приписки – Санкт-Петербург. Владелец судна Средневолжская судоходная компания из Москвы. О нападении сообщило Министерство транспорта и инфраструктуры Турции. Танкер следовал из России в Грузию с грузом подсолнечного масла, атакован в 80 морских милях – около 150 км – от турецкого побережья. Столь странный маршрут танкера объясняется желанием обойти потенциально опасные районы в Чёрном море. Танкер, пройдя Керченским проливом, не поворачивал налево, чтобы кратчайшим путем достичь грузинских портов, а шел прямо на юг, до турецкого побережья, а потом, двигаясь вдоль него, подходил к Грузии с другой стороны. Казалось, что такой маршрут безопаснее, но, увы. «Midvolga 2» подверглась атаки украинского беспилотника большого радиуса действия. Судя по всему, беспилотник был один, поэтому разрушения на судне не большие, «Midvolga 2» следует в турецкий порт Синоп, экипаж не пострадал.
Просмотров: 56