То, что происходит в Беларуси, не поддаётся пониманию ни журналистов, ни политиков

Беларусь. Взгляд со стороны

Небольшая восточно-европейская страна вдруг стала предметом раздора многих государств. Чтобы понять причины происходящего, надо обратиться к истории Беларуси.

Территория нынешней Беларуси никогда не входила ни в состав Польши, ни в состав Литвы. В 1818 году Польша вошла в состав России – сначала в статусе автономии, позже генерал-губернаторства. В 1829 году Николай I короновался как король Польский, а уже в 1832 году в Польше была отменена конституция, и с 1863-го вплоть до начала Первой мировой войны она именовалась Привислинским краем.

Белорусские и литовские земли царь Польше так и не передал. Герцогство Варшавское имело восемь воеводств. Высшим органом власти являлся Государственный совет. В 1818 году царь Александр I на первом заседании польского сейма заявил, что территория Польши может быть увеличена за счёт земель Беларуси и Литвы, из чего следует, что Польша находилась в границах, которые мы нынче знаем, за исключением прибалтийских областей, вошедших в состав этого государства после Второй мировой войны. Литовское княжество начиналось с города Каунаса и простиралось до немецкого Мемеля, который отошёл к Литве после войны и стал называться Клайпеда. Столицей Беларуси был город Вильня.

На западе республики, совсем недалеко от Вильнюса, расположен город Сморгонь. Он знаменит медвежьей академией и многочисленными кожевенными производствами. О забастовках в этом белорусском городе в 1905 году подробно написано В.И. Лениным. Потом был неудачный польский поход Тухачевского, который закончился пленением большого количества красноармейцев и захватом Польшей части белорусской территории и Литвы. В 1939 году исконно белорусская территория была возвращена в состав СССР, но польские нацио­налисты до сих пор не могут смириться с мыслью, что Польша от «можа до можа» так и не получилась. Им, конечно, и в голову не приходит мысль отдать Германии Гдыню и Гданьск, но очень хочется вернуть когда-то оккупированные белорусские территории. О поляках очень точно высказался Черчилль, сказавший, что те постоянно создают проблемы, которые потом приходится решать всему мировому сообществу.

Варшава хочет больше

Засевшая в умах некоторых польских официальных лиц идея прибрать к рукам Беларусь и превзойти по экономическим возможностям Германию не даёт им покоя ни днём ни ночью. И для достижения этой цели правящая властная верхушка Польши ведёт против Беларуси активную подрывную деятельность. Ну кто может поверить, что пани Тихановская, умеющая только жарить домашние котлеты, вдруг созрела для участия в выборах главы государства? Кто мог за неё проголосовать? По официальной статистике, за неё проголосовали только 10% избирателей. Однако давайте посмотрим, как развивались события дальше. Тихановская тут же оказалась в Литве, затем в Польше, потом в Брюсселе. Сначала свой отъезд она объяснила боязнью преследования. Но позже вошла во вкус и объявила себя главой рес­публики. Затем последовали призывы не выходить на работу и с её обязательством выплатить зарплаты. Появились большие деньги. Чьи? Закончилось всё террористическими актами (поджогом автопредприятия). Вот это уже вполне достаточное основание для возбуждения против «пани» уголовного дела и объявления её в международный розыск.

Для того чтобы понять сопротивление власти, следует оценить действия этой власти. Начнём с президента Лукашенко. К сожалению, он так и не стал политиком. Лукашенко научился «выколачивать» деньги у России, но не понял, что любые уступки, льготы и займы к чему-то обязывают. Он же хотел брать у всех, но оставаться абсолютно без обязательств. Вспомните его позицию в отношении Крыма. Он не только не признал законным присоединение полуострова к России, но и высказал сожаление, что Украина не пожертвовала некоторым количеством своих солдат, чтобы отстоять Крым. И это глава союзного государства? Хотя если бы Лукашенко почитал документ от 19 апреля 1783 года о переходе из состава Османской империи Крыма к России, то он нашёл бы в этом документе весьма важное положение: полуостров не может провозгласить независимость и не может быть передан третьей стороне, иначе Крым должен быть возвращён под эгиду Турции.

После воссоединения западных областей с Беларусью на бывшей оккупированной территории было образовано три области – Вилейская (позже Молодечненская), Гродненская и Брестская. Хрущёв ликвидировал Молодечненскую область и восстановил административно-территориальное деление каким оно было во время польской оккупации. Уже упоминавшийся город Сморгонь, находившийся в 90 километрах от Минска, перешёл в ведение города Гродно, до которого 300 километров. Польше также был возвращён город Белосток. Последствия этого административного произвола Беларусь ощущает до сих пор. Практически в этих двух областях возникла плохо контролируемая властями обстановка. Туда хлынули католические священно-

служители, были восстановлены все костёлы. Польша, где католическая религия содержится за счёт бюджета государства, получила благодаря попустительству белорусских властей колоссальные возможности для обработки в нужном ей направлении граждан Респуб­лики Беларусь. Вне всякого сомнения, польские священнослужители в большинстве своём агенты влияния Польши.

Весьма злую роль сыграла в западных областях республики «карта поляка». Фактически это только пустой листок бумаги. Это не паспорт и не гражданство, но хороший инструмент для оболванивания молодёжи. Такую же политику введения белорусской молодёжи в заблуждение играют и другие польские подачки.

Судя по тому, что так называемые протестные акции стали для президента Лукашенко неожиданными, внешняя разведка и в целом КГБ республики оказались плохо информированными. Вряд ли мы знаем, кто стоит за Тихановской и каким образом и кем финансируются протестные акции. Мы знаем только то, что происходит на улицах, но кто всё это планирует и организовывает, вряд ли известно до сих пор. Иначе были бы аресты организаторов, а не задержание протестующих на улицах.

Мне могут возразить, что Лукашенко не тот человек, который прислушивается к мнению других людей. И это правда. Лукашенко давно видит себя в зеркале истории как спаситель белорусов, которого надо любить безоговорочно и вечно. Позволим ему напомнить, что даже такие великие личности, как Черчилль и де Голль, были вынуждены уйти в результате протестных акций.

Батька ничего не понял

Мир решительно и бесповоротно меняется. Новые поколения людей, пришедшие на смену, могут быть по многим вопросам с нами не согласны. Они придерживаются других ценностей, у них могут быть другие идеалы. И это должны учитывать сегодняшние законодатели. Если мы хотим сохранить на Земле мир и порядок, мы должны многое пересмотреть. В основе большинства явлений лежит недовольство граждан порядками в своих странах. Это ненормально, когда в России на пост президента страны выдвигается Собчак, не имеющая ни соответствующих знаний, ни управленческого государственного опыта. Это ненормально, когда домохозяйка Тихановская баллотируется на пост главы Республики Беларусь. Конечно, её никто и никогда не выберет, но сам факт, что она баллотировалась, – признак деградации власти.

Народ Беларуси, как и народ России, ждёт позитивных изменений. На протяжении 20 лет наши народы, объявив о своём стремлении создать союзное государство, так и не поняли, каким это союзное государство должно быть. Довольно большая группа людей все эти годы получала приличную зарплату, писала бумаги, но так ничего реального и не создала. Это одна из причин манифестаций в Беларуси, когда польские эмиссары постоянно внушают, что Беларусь в союзном государстве потеряет самостоятельность. А сам Лукашенко своими противоречивыми заявлениями и выпадами в адрес российских структур только порождает сомнение у США и Европы о возможности создания такого государства. Как говорится, льёт воду на колесо мельницы.

Лукашенко так и не понял, что чем быстрее он уйдёт с поста президента, тем больше поспособствует установлению в республике мира и спокойствия. Он никак не может осознать, что его время уже закончилось. Когда-то он не допустил до выборов президента республики всех потенциальных конкурентов. Что из этого вышло, мы увидели на улицах белорусских городов. Сейчас он делает всё возможное, чтобы ещё хоть годик-другой побыть у власти. Его последнее интервью российской журналистке продемонстрировало: он не понимает, что никому давно не нужен. Так и хочется сказать: ну объяви же наконец о своей отставке. Уйди добровольно, как человек другой эпохи, чтобы гордые белорусы сказали: кажется, что-то понял.

Михаил Хоружик

24.02.2021 08:30

Просмотров: 14406