Сверхдоходы топ-менеджеров госкорпораций хотят урезать

«Жирные» топы

В Госдуму РФ внесён законопроект об ограничении зарплат руководства госкомпаний. Согласно предлагаемым изменениям в Трудовой кодекс РФ ежемесячный оклад топ-менеджеров не должен превышать среднемесячное вознаграждение президента страны. Это не первая попытка обуздать аппетиты «жирных котов». Но удастся ли она?

Требования урезать сверхдоходы российских госслужащих в последние годы звучали неоднократно и так же неоднократно приветствовались на вершине власти. В 2012 году дело дошло до парламента, установившего ограничения размера зарплат руководителей в организациях, которые финансируются за счёт федерального бюджета. Как решили депутаты, они не должны превышать среднюю зарплату основного персонала более чем в восемь раз. Разрыв, конечно, всё равно колоссальный, но сам факт ограничения содержал хоть какой-то намёк на социальную справедливость.

Нищета голимая

«Посмотрим, как будет работать закон в отношении госпредприятий, а потом займёмся госкорпорациями. Они же просто забирают себе процент от прибыли, который согласован с правительством», – пообещал тогда автор поправки, заместитель председателя Комитета Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Иванов.

Параллельно на сотрудников госкомпаний и банков обрушилась новая напасть. «Страна должна знать своих героев!» – решило правительство, в то время возглавляемое Владимиром Путиным. В результате он потребовал от 21 госкомпании и госбанка раскрыть бенефициаров своих контрагентов, а также информацию о доходах топ-менеджеров и их ближайших родственников. Управленцев обязали задекларировать доходы, сообщить о своих финансовых обязательствах, включая кредиты, о владении акциями и т.д. Причём обнародовать эту бывшую налоговую тайну правительство потребовало на сайтах самих компаний. Это был шок. Топ-менеджерам пришлось подписать согласие на обработку персональных данных, которые отправлялись в четыре ведомства – ФНС, Минфин, Росфинмониторинг и аппарат правительства. За этим обстоятельством многие и спрятались, объяснив им термин «общедоступный». Сопротивление широкому обнародованию своих доходов продолжается до сих пор: главы госкорпораций не хотят раскрывать эти данные. Но если новый закон будет принят, размер их зарплат придёт к общему знаменателю. Это зарплата президента страны. То есть нищета голимая, если смотреть с высоты нынешних вознаграждений за их «галерный» труд.

Костин Андрей Леонидович, Президент «Банка ВТБ» ТАСС
291 миллион превращается…

О какой же сумме идёт речь? Собственно, зарплаты у президента как таковой нет. Есть денежное содержание, которое каждый год отдельной строкой указывается в федеральном бюджете РФ. Сегодня оно составляет 340 тыс. рублей в месяц.

В случае принятия закона об ограничении зарплат руководителей госкомпаний можно предположить, что именно такими станут их зарплаты – не больше, но и не меньше. Какой же плюс получит бюджет страны в результате ограничений больших зарплат? За отправную точку для такого подсчёта можно принять данные рейтинга 25 самых высокооплачиваемых руководителей российских компаний, который ежегодно составляет журнал Forbes. По последним данным, лидеры рейтинга совокупно заработали 291 млн долларов США. Львиная доля этих счастливчиков – как раз руководители госкорпораций. Переводим эту сумму в рубли и получаем среднюю зарплату в 11,64 млн на брата в год, или более 970 тыс. в месяц. Цифры приблизительные, учитывая нестабильный курс доллара, но представление о тенденции дают. Общая совокупная экономия в год – порядка 20 млрд рублей. Сумма приличная – это годовое содержание примерно 130 тыс. пенсионеров, то есть порядка трети процента от их 39-миллионной армии. Или, скажем, программа развития спорта в Крыму.

Сакральная жертва?

Безусловно, в условиях кризиса любая копеечка не лишняя. Но какова нематериальная цена этой копеечки? Ведь речь идёт о руководителях крупнейших госкорпораций – супермогущественной группе россиян, самой основе общественного устройства. Какие у власти могут быть основания для ограничения их доходов в ущерб поддержке, тем более в условиях кризиса? Только политические. Наверное, власть посчитала, что пришла пора бросить народу сакральную жертву для улучшения общественного настроения. А лучшей сакральной жертвы, чем сильные мира сего, не бывает.

Вот и лейтмотив комментариев сразу обозначился вполне расхожий: мол, россияне любят считать деньги в чужих карманах и обязательно порадуются такой типа экспроприации. Однако так ли это? Ресурс Mail.ru посчитал количество запросов на предмет зарплат разных категорий россиян и определил топовую двадцатку. Оказалось, что народ интересуют размеры зарплат самых разных людей – от президента страны и участника «Дома-2» до работника «Макдоналдса», но в рейтинге нет ни такой категории, как «руководитель госкорпорации», ни одного конкретного имени. Не очень-то волнуют россиян зарплаты в этих больших карманах – ну разве что лишний раз привычно воскликнут: «Шоб я так жил!»

Впрочем, даже если сверхдоходы руководителей госкорпораций удастся законодательно ограничить, никуда не денется проблема доверия россиян к официальным цифрам. Вспомним хотя бы «разборку» президента «Роснефти» Игоря Сечина с журналом Forbes, в рейтинге которого за 2013 год он лидировал с годовым вознаграждением будто бы в 50 млн долларов. Сечин не согласился с этой оценкой и обратился в суд. В результате в список-2014 он вошёл, но уже как участник «вне рейтинга». А у публики осталось недоумение от возни вокруг цифры, которой вообще-то положено быть определённой, прозрачной и обоснованной.

Валерий Рашкин, депутат Государственной думы

– Зарплата Игоря Сечина в государственной компании «Роснефть» – 4,5 млн рублей в день! Зарплата Алексея Миллера в государственной компании «Газпром» – 2,2 млн рублей в день! В Москве и Санкт-Петербурге нуждающимся является каждый четвёртый житель, в областных центрах – каждый третий, в малых городах – каждый второй, а на селе – почти 65% жителей! Ничто так не провоцирует социальные конфликты, как чувство неравенства и несправедливости. Учитывая уже поднимавшуюся в стране протестную волну, российской власти необходимо идти на меры, сокращающие имущественное неравенство, пока оно не стало причиной социальных протестов, куда более опасных, чем выступления городского среднего класса. Однако для того, чтобы эту ситуацию исправить, не делается ничего.

Ксения Веретенникова

16.02.2015 08:14

Просмотров: 5575