Сухой закон может погубить ликёро-водочную отрасль
Последний стакан наступает?
Этот год может стать прорывным для отечественной алкогольной индустрии. Она не только исправно наполняет госказну, но и осваивает новые рынки сбыта, получая хорошую прибыль. Вот только отдельные неравнодушные общественники, кажется, совсем не рады успехам производителей ликёро-водочных изделий (ЛВИ).
Федеральный центр «Агроэкспорт» подсчитал: с января по июль 2025 года Россия поставила на внешние рынки около 20 тыс. тонн водки – на сумму более 31 млн долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт продукта возрос на 18% в натуральном выражении и на 36% – в стоимостном. Если такая завидная динамика сохранится, то через несколько лет наша страна сможет войти в число ведущих продавцов водки в мире, от которых, признаться, пока значительно отстаёт.
Кстати, сопоставимыми темпами растёт и российский экспорт вина: он за те же восемь месяцев увеличился до 4 млн долларов, то есть на 17% в натуральном выражении и на 31% – в стоимостном. Примерно треть поставок пришлась на Китай, также в пятёрку покупателей входят Белоруссия, Казахстан, Турция, Абхазия.
Что интересно, рост алкогольного экспорта происходит не в самые благоприятные с точки зрения геополитики времена. Страна под санкциями, многие рынки потеряны. Однако отечественным производителям удаётся в целом успешно перенаправлять экспортные потоки и конкурировать с мощными международными брендами.
Перспективы есть
Сейчас основными потребителями российской водки являются: Казахстан, на который приходится 45% поставок, Грузия, другие постсоветские республики и Китай, за последний год в разы увеличивший её закупки. Эти государства пришли на смену таким крупным покупателям нашего спиртного, как Великобритания, Германия, США, и ими список импортёров точно не ограничится.
В этом году отечественные производители не только возобновили поставки водки в Лаос и Малайзию, но и обрели нового покупателя – Кению. Кстати, в эту африканскую страну Россия впервые поставила как водку, так и джин, производство которого за последние пару лет было успешно «локализовано»: сейчас к нам импортируется менее 10% этого напитка, остальное выпускается внутри страны.
Ранее в интервью «Прайму» доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский так комментировал интерес к нашему спиртному в мире: «Спрос на водку из России за рубежом только увеличивается. В странах СНГ она эталон, ценится традиционный стиль, крепость и прозрачность рецептуры. В Азии и на Ближнем Востоке она всё чаще воспринимается как эксклюзивный импорт». «Во Вьетнаме и на Филиппинах интерес к водке поддерживается ростом среднего класса. Формируется культура её потребления в Нигерии и Кении, где она может занять нишу первопроходца», – отмечал эксперт.
Как видно, экспортный потенциал отечественных ЛВИ далеко не исчерпан. Однако и внутри страны алкогольные компании демонстрируют качественные показатели, причём даже на фоне увеличения акцизной нагрузки на индустрию.
Кстати
По прогнозу исследовательской компании Future Market Insights, глобальный рынок водки в 2025 году достигнет 44,2 млрд долларов, а к 2035-му вырастет до 76,85 млрд долларов. Если говорить об отдельных странах, то наиболее активно, по ожиданиям аналитиков, будут развиваться водочные рынки США (5,2% в год), Китай (5,1%), Южная Корея (5%).
Эксперты Future Market Insights выделяют следующих ведущих игроков отрасли: Smirnoff, Absolut, Grey Goose, Cîroc, Belvedere, Svedka, Skyy Vodka, Tito’s Handmade Vodka, Ketel One, Russian Standard.
В России же по итогам 2024 года, согласно данным участников индустрии, десятку крупнейших производителей водки составили «Татспиртпром», Novabev Group, Алкогольная сибирская группа, Roust, «Башспирт», ЛВЗ «Саранский», «Группа Ладога», «Питейный дом», «Удмуртспиртпром», «Брянскспиртпром».
Внутренний враг
По данным Forbes, в период с 2022 по 2024 год 30 крупнейших отечественных игроков алкогольной отрасли увеличили объём продаж на 56% – до 229 млрд рублей, а чистая прибыль производителей возросла на 38% – до 21 миллиарда. Однако соответственно умножаются и доходы государства, прилежно из года в год повышающего акцизы на спиртное.
Например, в 2023-м поступления от данного вида сборов в государствен ную казну составили 472,5 млрд, на 28,4 млрд больше показателя 2022-го. И по факту получилось, что производители ЛВИ обеспечили 10% доходной части федерального бюджета, на уровне крупного сектора экономики. То ли ещё будет по итогам года текущего: согласно расчётам правительства, алкогольная индустрия принесёт казне на 35% больше средств, чем в 2024-м.
Цифры
Согласно калькуляции Tendata, ведущим мировым экспортёром водки является Швеция, поставившая в 2024 году за рубеж данной продукции на сумму 493,2 млн долларов – это 17,4% всего объёма водочного экспорта. За Швецией следуют Франция – 458,3 млн долларов (16,2%), США – 305,4 млн долларов (10,8%), Польша – 224,6 млн долларов (7,9%), Ирландия – 213,6 млн долларов (7,5%).
Казалось бы, что ещё можно требовать от отрасли, завоёвывающей внешние рынки и исправно пополняющей бюджет? Однако некая общественная организация «Отцы рядом» проявила смекалку и, по сути, потребовала у алкогольных производителей… прекратить работу. Глава движения Иван Курбаков обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением ввести в России на время проведения СВО сухой закон. Мол, «алкоголь, как известно, ослабляет волю, снижает дисциплину и ответственность, что может негативно сказаться на боеспособности армии, трудовой активности граждан и социальной стабильности».
Стоит ли говорить, что данная идея изумила как экспертное сообщество, так и вообще людей, знакомых с историей? Россия уже проходила через подобные ограничения, и не сказать, чтоб успешно. Так, в 1914 году установленный императорским указом сухой закон привёл к логичным результатам: обвалил доходы казны от винной монополии, составлявшие до четверти поступлений в бюджет, увеличил смертность от употребления суррогатов и в итоге довёл страну до революций. Не менее печально закончилась и горбачёвская антиалкогольная кампания, памятная среди прочего разгромом, учинённым виноградарству и виноделию.
Той ли судьбы желают «Отцы рядом» современной алкогольной отрасли и самой России?
Сергей Леонов, глава комитета Госдумы по охране здоровья
Сергей Леонов, глава комитета Госдумы по охране здоровья
– Я не вижу связи между СВО и продажей алкоголя, с одной стороны. С другой стороны, есть огромные последствия в связи с таким решением – начиная с финансовых для бюджета страны и заканчивая вопросами подпольной продажи алкоголя, самогоноварения и вообще массовых отравлений суррогатом алкоголя, если такое вообще произойдёт. Ограничить полностью продажу алкоголя – это крайне радикальная мера, в которой я, например, не вижу никакого смысла.
Андрей Головин, гендиректор Союза борьбы за народную трезвость
Андрей Головин, гендиректор Союза борьбы за народную трезвость
– У нас же большая часть населения зависима от алкоголя. Представьте себе: вам запретят сегодня хлеб покупать или молоко. Ну что это вызовет?