Столичные фестивали помогают московскому бизнесу

Новые возможности экономического роста

14 сентября завершится фестиваль «Лето в Москве». В течение трёх месяцев городские парки и улицы были площадками для выставок, концертов, спектаклей и пр. Однако «Лето в Москве» не только наполнил столицу атмосферой праздника. Заодно фестиваль помог поддержать московскую экономику и пополнить бюджет.

Москвичи и гости столицы уже давно привыкли к красочным фестивалям, которые ежегодно проходят в столице в летние месяцы. «Времена и эпохи», «Рыбная неделя», «Сады и цветы», «Театральный бульвар» и другие стали визитной карточной Москвы. В этот раз сезонные события было решено объединить в единый мегапроект, а заодно добавить к ним новые, на всё лето превратив столицу в город-курорт, где ежедневно проходят праздники.

Задумка удалась. За время работы фестиваля на более чём 400 площадках прошло 86 тыс. культурных, спортивных и развлекательных событий. Их гостями стали 51,9 млн человек. При этом по сравнению с прошлым годом посещаемость многих площадок увеличилась на 10–20%. А «Зелёный маркет», расположившийся на Болотной площади, и вовсе собрал в полтора раза больше гостей.

– «Лето в Москве» подарило нам яркие эмоции и добрые впечатления. И, что тоже очень важно, имело огромный экономический эффект. В этом году мы ещё раз убедились: проект – хороший катализатор развития городской экономики, – отметил мэр столицы Сергей Собянин.

Именно такую цель и ставили перед собой городские власти, планируя мегафестиваль. Вряд ли кто-то поспорит с тем, что столица России должна демонстрировать всё лучшее, что есть в стране, сияя красотой. Однако фестивали в Москве проводятся не ради праздного веселья или по причине излишка средств – каждое такое событие становится хорошим способом поддержки городской экономики.

Судите сами. Как показала статистика, 17% посетителей фестиваля приехали из Московской области, 15–18% участников прибыли из других российских регионов, а 10–14% оказались туристами из других стран. Расходы гостей столицы на отели, рестораны, походы в театры и т.д. в целом составили солидную сумму. Кроме того, площадки фестиваля активно посещали москвичи, причём нередко целыми семьями. Ведь проводимые мероприятия оказались настолько увлекательными и красочными, что многие решили не уезжать из города. Зачем, если отдохнуть можно прямо в Москве?

В итоге, как следует из предварительных подсчётов, только в июне и июле объекты общепита, культуры и досуга увеличили выручку на 24,3%, а рост оборотов кафе и ресторанов составил 24,1%, достигнув 159 млрд рублей. Кроме того, показатели индустрии спорта увеличились на 20,7% (до 21,5 млрд рублей), кино – на 23,8% (до 3,8 млрд), театров и других организаций в области исполнительских искусств и художественного творчества – на 6% (до 10,6 млрд рублей). Излишне говорить, что это привело к росту объёмов налоговых платежей, поступающих в столичный бюджет, и, как следствие, расширению возможностей города по развитию инфраструктуры, поддержке социальных проектов, модернизации поликлиник и школ. Таким образом, проведение столь масштабных фестивалей позволяет городскому бюджету не только не тратить средства на организацию отдыха москвичей, но и получать от этого прибыль!

«На старте проекта мы сделали ставку на сотрудничество с городским бизнесом. Предложили предпринимателям организовать собственные мероприятия в рамках общей концепции «Лета в Москве». И эта ставка полностью себя оправдала. В проекте 2025 года приняли участие более 1,9 тыс. компаний, что на 73% больше по сравнению с 2024-м», – пояснил Сергей Собянин.

Так, бизнес внёс вклад в летнее украшение Москвы. 8 тыс. компаний оформили фасады, витрины и веранды своих заведений цветами либо оказали фестивальным локациям спонсорскую поддержку. Кроме того, компании сами активно присоединялись к проведению городских проектов, создавая брендированные тематические площадки. Сеть «ВкусВилл» организовала зоны для пикников и кулинарные мастер-классы, «Сбер» – игровую зону с умными приставками, зоомагазин «Четыре лапы» – груминг-зоны для питомцев, а специалисты Spirit Fitness проводили тренировки по йоге. Всего в рамках фестиваля компании провели свыше 1300 мероприятий, предоставив посетителям площадок более 4 тыс. различных скидок и акций.

Для столичных предпринимателей проект «Лето в Москве» стал хорошей возможностью заявить о себе. Участвуя в фестивале, они не только повышали узнаваемость своих брендов, но и продвигали товары. Для этого в наиболее популярных локациях было установлено 12 узнаваемых павильонов, также флагманская площадка проекта «Сделано в Москве» работала на Болотной площади. За три месяца их посетителями стало свыше 1,5 млн человек – какой торговый центр привлёк бы столько покупателей? Всего свои товары представили 700 московских компаний-производителей и не пожалели – их дополнительная выручка составила более 200 млн рублей.

«Московский бизнес становится не просто участником, а важным соавтором летних событий», – констатировал мэр столицы. Впрочем, почему только летних? Впереди традиционный фестиваль «Путешествие в Рождество», ежегодно привлекающий сотни тысяч туристов, а затем весёлая «Московская Масленица», красочный «Пасхальный дар». Фестивали стали частью культурного ландшафта столицы, не только формируя её имидж как центра притяжения для туристов со всего мира, но и одновременно способствуя развитию бизнеса – то есть принося пользу всем москвичам.

Кстати

Фестиваль «Лето в Москве» стал также марафоном добрых акций. В рамках проекта состоялся фестиваль «Город неравнодушных», главным событием которого стала благотворительная ярмарка. Также на площадках «Лета в Москве» работали «Домики добра», в которых волонтёры собирали гуманитарную помощь. Помочь можно было детям из новых регионов, ребятам, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также бойцам СВО. Им и их близким в Москве уделяется особое внимание. Для семей участников и ветеранов СВО создаются условия для полезного и развивающего досуга. В частности, организованы бесплатные творческие мастер-классы и культурные мероприятия, где семьи бойцов могут проводить время вместе в комфортной и поддерживающей атмосфере.

А ещё с фестивалем «Лето в Москве» смогли познакомиться жители новых и приграничных регионов – там прошли выездные культурные мероприятия.

Александра Пименова

08.09.2025 08:10

Просмотров: 476