«Спасителя мира» отказываются считать работой да Винчи: от картины уже открестились Лувр, Эрмитаж и другие музеи
Сомнительный Леонардо
Картина «Спаситель мира» впервые появилась в медиаполе в 2011 году на выставке, посвященной творчеству Леонардо да Винчи в период его бытности придворным живописцем в Милане, в Лондонской национальной галерее. Картина написана маслом на доске из грецкого ореха. На ней изображен Иисус Христос с хрустальной сферой в руке, символизирующей планету. Как показала экспертиза, доска датируется примерно 1500 годом, такого же возраста и оригинальная живопись.
После выставки в Лондоне произведение вновь надолго исчезло из публичного пространства – его даже не демонстрировали в музеях. Однако одного появления в свете оказалось достаточно для того, чтобы найти покупателя: картину, которой приписывали авторство гения эпохи Возрождения, купил российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, заплативший за нее 127,5 миллиона долларов. А в 2017 году он решил продать ее на аукционе Christie’s. Бизнесмен намеревался получить за лот хотя бы 100 миллионов долларов, но «Спаситель» ушел за беспрецедентные 450,3 миллиона долларов с учетом комиссии знаменитого аукционного дома. Произведение, по данным мировых СМИ, перешло к наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бин Салману. А дальше начались странные вещи.
Автор неизвестен
В 2019 году принц захотел выставить картину в Лувре, но этого не произошло, так как музей и владелец произведения не смогли прийти к договоренности. Наследник саудовского трона настаивал на том, чтобы «Спаситель» был подписан именно как работа Леонардо да Винчи, а в Лувре, в свою очередь, не соглашались на столь однозначную формулировку. Кончилось все тем, что парижские ценители искусства так и не смогли увидеть «Спасителя» воочию. Затем сообщалось о планах передать произведение на постоянное экспонирование в Лувр Абу-Даби, но и здесь что-то пошло не так.
Картину начали особенно активно обсуждать после выхода двух документальных лент: The Lost Leonardo («Потерянный Леонардо») и The Savior for Sale («Спаситель на продажу»). Их авторы приходят к схожим выводам, сомневаясь в том, что Леонардо имеет какое-либо отношение к этой работе – скорее, по их мнению, эта история связана с пиаром, бизнесом и даже политикой.
Экспертное сообщество настроено весьма скептически. В каталогах крупных выставок «Спаситель мира» не фигурирует, а специалисты оценивают произведение в лучшем случае как «приписываемое» да Винчи. Есть мнение, что он действительно написал такую картину, только вот широкую известность получил не оригинал, а копия, выполненная кем-то из учеников гения. К тому же, не самое близкая к оригиналу, в отличие, например, от версии из коллекции маркиза де Гане.
Вызывает вопросы и провенанс картины. Утверждается, что она якобы принадлежала королю Англии Карлу I, однако никаких доказательств этому нет. В коллекции монарха, окончившего жизнь на плахе, действительно имелось произведение с таким названием, только вот вещи, побывавшие в королевском собрании, помечались специальным штампом CR (Carolus Rex) с короной. На «Спасителе», ушедшем с молотка к саудовскому принцу, такого штампа не было. Зато он есть на другом «Спасителе», работы Джампетрино, ученика да Винчи и его последователя, хранящемся в Москве в ГМИИ имени Пушкина. Не могло же в коллекции Карла I быть двух «Спасителей»?
Вторая картина
Оказывается, в теории могло. Известно о еще одной картине с возможным участием да Винчи, и не исключено, что речь идет именно о «Спасителе мира». Эта история стала спасательным кругом для англичан, не желающих дискредитировать Лондонскую национальную галерею и именитых экспертов. По прошествии аукциона на сайте Royal Collection Trust появилась следующая фраза: («Спаситель мира», проданный как Леонардо на аукционе послевоенного и современного искусства Christie's 15 ноября 2017 года, лот 9B, может быть также идентифицирован с одной из этих записей). Осторожная формулировка указывает на серьезные сомнения.
Первого «Спасителя» продали из королевской коллекции за 30 фунтов стерлингов, вторую картину – за 80, то есть, вдвое дороже. С высокой долей вероятности, за меньшую цену продали работу Джампетрино, а за более ценный экземпляр запросили больше. Значит, скорее всего, речь идет о реальной работе Леонардо, ставшей прообразом всех прочих «Спасителей».
Возвращаясь к картине, проданной саудовскому наследному принцу в 2017 году, стоит отметить, что ее история владения полна неясностей: все пункты обозначены пометкой «возможно», то есть, никаких подтверждений этому нет, и лишь информация про Карла I преподносится как нечто неоспоримое – будто бы именно ее продали в 1651 году за 30 фунтов стерлингов. Хотя, безусловно, здесь есть в чем сомневаться.
Музеям не интересно
Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на экспертов, картина «Спаситель», проданная с торгов, не имеет никакого отношения к работе Джампетрино – та, как уже упоминалось, хранится в Москве, и ее подлинность подтверждается штампом. По словам главного научного сотрудника ГМИИ имени Пушкина Виктории Марковой, если бы она сообщила об этом в Christie’s, аукцион, скорее всего, был бы отменен, поскольку крупному аукционному дому не нужны торги, способные навредить его репутации.
Как оказалось, ГМИИ имени Пушкина еще в 2010 году предлагали купить «Леонардо», однако после изучения документов на картину Маркова пришла к выводу, что это не его произведение, и музею такой экспонат не нужен. Она не исключила, что картину писали в мастерской да Винчи, но приписывать авторство самому мастеру – не более чем спекуляция на его имени.
«Спасителя мира» предлагали и Эрмитажу, и там с большей степенью уверенности отнесли произведение к мастерской Леонардо, однако тоже не признали в ней работу легендарного живописца. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поделился с изданием отрывком из своей книги о музее, где говорится о ситуации с картиной. Из фрагмента следует, что предложение купить «Спасителя мира» поступило в сентябре 2010 года от лондонского дилера Майкла Франсеса. Однако эксперты Эрмитажа решили, что картина музею не нужна.
Предложения поступали не только «Эрмитажу» и ГМИИ – «Спасителя» пытались продать и в других странах, но покупателей на картину не нашлось. Будь это настоящий Леонардо, ситуация, конечно, сложилась бы совершенно иначе.
В ГМИИ посчитали, что вся история с картиной – «огромная мировая афера», и это мнение разделяют многие специалисты. Неудивительно, что произведение снова «ушло в тень», ведь сейчас не время привлекать к нему внимание. Когда и где «Спаситель» всплывет снова, остается только догадываться.
Просмотров: 4240