Сервис бронирования отелей Booking прекратил работу в России: есть ли у отелей и туристов альтернатива?
Пусто не будет
На этой неделе многие иностранные компании стали сворачивать свою деятельность в России на фоне происходящего на Украине. Некоторые из них ушли с российского рынка в знак солидарности с украинской стороной, но большинство компаний объяснило свои действия экономической неопределенностью. Среди последних оказался и крупный нидерландский сервис бронирования отелей Booking.com, заявивший: «Booking.com, будучи голландской компанией, вынуждена приостановить предоставление туристических услуг в России в связи с возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране».
Когда в новостях появилась информация о прекращении работы Booking в России, многие проверили сайт и приложение сервиса, удивившись, что они остаются доступными. Однако после более детального изучения вопроса выяснилось, что Booking закрыл доступ к выбору отелей и хостелов на территории РФ. Аналогичные ограничения коснулись и Белоруссии, где, как и в РФ, сервис предлагает «0 вариантов размещения» при попытке выбрать подходящий отель и дату заезда. Российские пользователи по-прежнему могут пользоваться Booking.com для бронирования объектов за пределами России и Белоруссии, то есть, функционал сервиса остается частично доступным.
Из России ушла еще одна платформа для путешественников – сервис краткосрочной аренды квартир Airbnb. Глава компании Брайан Чески также заявил, что компания приостанавливает все операции в России и Белоруссии.
Лидер рынка
В течение продолжительного времени нидерландский сервис занимал главенствующую позицию на российском рынке бронирования отелей – через него производилось 60-70% всех операций по резервированию номеров. Как следует из данных арбитражного суда Москвы, за 2018 год Booking заработал в России 11,3 миллиарда рублей.
В прошлом году сервис попал в поле зрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и ведомство оштрафовало компанию на 1,3 миллиарда рублей, усмотрев в ее деятельности злоупотребление лидирующим положением на российском рынке. Как удалось установить антимонопольщикам, компания навязывала объектам размещения собственные условия, невыгодные для них, вынуждая их к «обязательному предоставлению и соблюдению паритета цен и номеров». Для хостелов, отелей и гостиниц это значило невозможность установить цену на свои услуги на других платформах ниже, чем на Booking.com, а устранять нарушение по требованию ФАС агрегатор отказался.
Также отелям приходилось закладывать в стоимость номеров комиссию, которую взимает сервис – в среднем это 20%. Отказаться от работы с Booking тоже решились на все, поскольку этой платформой предпочитает пользоваться большинство российских туристов, и есть риск, что номера будут просто простаивать в отсутствие гостей.
На тот момент российские отельеры крайне позитивно отреагировали на новость, при этом указав, что сумма полученного компанией штрафа и рядом не стоит с убытками гостиничного бизнеса, понесенного в рамках договоров с агрегатором.
Свободная ниша
Очень высока вероятность, что в сложившейся ситуации временный уход Booking может отразиться на российских отелях самым положительным образом. Разумеется, в первые недели им придется не очень легко, поскольку большая часть бронирований завязана именно на систему Booking, и возможны определенные сложности. К тому же, в течение последних лет некоторые турагенты активно продвигали именно эту платформу, и переориентировать клиентов может быть проблематично – во всяком случае, это потребует времени. Но в не столь отдаленной перспективе освободившуюся нишу заполнят другие агрегаторы. Опасаться, что без популярного сервиса россияне не поймут, как забронировать гостиницу в нужном городе, и решат вовсе отказаться от поездки, не стоит. Скоро лето, сезон повышенной туристической активности, а с учетом того, что большинство авиакомпаний прекратили полеты за рубеж, отечественные направления будут востребованы. На помощь туристам и отелям придут российские платформы бронирования, кроме того, вероятно, увеличится доля прямых бронирований непосредственно через сайты объектов. Многие отели уже дали своим клиентам такие рекомендации.
Теперь у российских платформ могут появиться реальные шансы заполнить освободившееся поле, а Booking.com, который, возможно, рассчитывает в перспективе вернуться в Россию и отыграть прежние позиции, может ждать неприятный сюрприз. В России уже сейчас есть агрегаторы, готовые принять на себя функции ушедшего гиганта, кроме того вице-премьер Дмитрий Чернышенко дал Ростуризму и Минцифры поручение разработать собственный аналог сервиса. Об этом говорилось еще в конце прошлого года, но сейчас возникла необходимость ускорить процесс.
Альтернативные варианты
- «Броневик». Функционирует с 2008 года, предлагает более 20 тысяч вариантов размещения в 1900 городах. Через сервис можно забронировать отели в странах СНГ и Грузии, но основной упор сделан на России и Белоруссии. Фильтров для отдыха немного, но они позволяют отсеять варианты по звездности и типу жилья. Оплата может осуществляться как через сайт, так и при заселении.
- Tvil. Этот сервис ориентирован прежде всего на объекты в Крыму и Краснодарском крае, однако доступны объекты и в других регионах. Платформа действует с 2009 года, и здесь представлено более 200 тысяч вариантов размещения. Правда, они ограничены квартирами, апартаментами и гостиницами – с отелями сервис не работает. Для бронирования понадобится внести предоплату, что устраивает не всех туристов, кроме того, есть проблемы с отменой – ее можно произвести не позднее чем за 90 дней до заезда, и деньги вернутся на бонусный счет Tvil.
- «Яндекс Путешествия». Сервис позволяет искать билеты на транспорт и выбирать жилье. На платформе доступны более 3 миллионов различных объектов – гостиницы, апартаменты, отели, турбазы, хостелы. Часть бронируется напрямую. За бронирование объектов платформа возвращает кешбек в размере 10% от стоимости проживания для пользователей программы лояльности «Яндекс.Плюс».
- OneTwoTrip. Действует с 2011 года, заточен прежде всего на покупку билетов, но здесь можно найти и жилье в разных странах – отели, гостиницы, хостелы,апартаменты. Ежемесячная аудитория сервиса – примерно 2 миллиона человек.
- «Туту.ру». Функционал практически такой же, как у OneTwoTrip: прежде всего это сервис бронирования билетов, но имеется и раздел отелей, причем не только по России и Белоруссии, но и по европейским странам. Минус сервиса – предоплата через сайт. Если бронирование отменено, агрегатор удерживает 10%.
- «Авито». Сервис объявлений сможет стать достойной заменой Airbnb – с 2018 года там можно найти объявления о посуточной аренде квартир. Сейчас там почти 120 тысяч объявлений, предлагающих арендовать дома, коттеджи, квартиры и апартаменты посуточно.
Просмотров: 4011