Санкции США оказались такими же разрушительными и бесполезными, как и обычные войны

По какому международному праву

Президент США Дональд Трамп основывал свою внешнюю политику на серии жестких экономических блокад, каждая из которых была направлена на то, чтобы напугать и даже принудить страну подчиниться требованиям Вашингтона. Хотя эта практика менее жестока, чем военное нападение, ведь блокада осуществляется финансовыми средствами, а не военно-морским флотом, последствия часто бывают тяжелыми для гражданского населения.

Как таковые экономические блокады со стороны Соединенных Штатов должны тщательно контролироваться Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с международным правом и Уставом ООН.

Когда Дональд Трамп выдвинул свою кандидатуру на пост президента в 2016 году, он отверг часто звучавшие призывы к войне на Ближнем Востоке. В течение 1990-2016 годов США начали две крупные войны с Ираком (1990 и 2003 годы), а также войны в Афганистане (2001 год), Ливии (2011 год) и Сирии (2012 год). Страна также участвовала во многих небольших военных вмешательствах (Мали, Сомали, Йемен и прочие). Хотя сирийскую войну часто называют гражданской войной, на самом деле это была война за смену режима во главе с США и Саудовской Аравией в соответствии с президентской директивой США под названием «Лесной платан» (Timber Sycamore).

Ни одна из этих войн под руководством США (и других в новейшей истории) не достигла своих политических целей, а за крупными конфликтами последовали хроническое насилие и нестабильность. Попытка вынудить сирийского Башара Асада отказаться от власти привела к войне, которая в конечном итоге вовлекла США, Сирию, Россию, Саудовскую Аравию, Катар, Иран, Турцию, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Конфликт заставил более десяти миллионов сирийцев покинуть свои дома и вызвал около полумиллиона насильственных смертей.

Пока Дональд Трамп избегал новой войны, он продолжал прикладывать усилия по смене режима другими способами. Трампа часто называют изоляционистом, но он столь же интервенционистский, как и его предшественники. Его стратегия, по крайней мере до сих пор, заключалась в том, чтобы в большей степени полагаться на экономическую мощь США, чем на военную, для принуждения противников, что создает своего рода жестокость и дестабилизацию. И напряжение постоянно рискует перерасти в прямую войну, как это произошло с Ираном в этом месяце.

Администрация Дональда Трампа в настоящее время участвует в трех попытках всесторонней экономической блокады: против Северной Кореи, Венесуэлы и Ирана, а также в нескольких меньших блокадах против таких стран как Куба и Никарагуа, и активизирует усилия по прекращению доступа Китая к технологиям. Блокада против Северной Кореи санкционирована, по крайней мере частично, Советом Безопасности ООН. Блокада против Ирана находится в прямой оппозиции Совету Безопасности. И блокада против Венесуэлы пока осуществляется без участия Совета Безопасности. США пытаются изолировать эти три страны от почти всей международной торговли, вызывая нехватку продовольствия, лекарств, энергии и запасных частей для базовой инфраструктуры, включая водоснабжение и электросеть.

Северокорейская блокада действует в основном через санкции ООН и включает в себя исчерпывающий список экспорта в Северную Корею, импорта из Северной Кореи и финансовые отношения с северокорейскими структурами. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН сообщает, что десять миллионов северокорейцев находятся под угрозой голода, отчасти из-за санкций. ООН не может игнорировать непреднамеренное негативное влияние санкций на сельскохозяйственное производство как прямым, так и косвенным образом. Наиболее очевидными являются ограничения на ввоз определенных предметов, необходимых для сельскохозяйственного производства, в частности топлива, машин и запасных частей для оборудования.

Суровые американские санкции против Венесуэлы прошли в два этапа. Первый, начиная с августа 2017 года, был в основном направлен на государственную нефтяную компанию PDVSA, которая является основным источником иностранной валюты в стране. Второй раунд санкций, введенных в январе 2019 года, оказался более всеобъемлющим, и нацелен на правительство Венесуэлы. Недавний подробный анализ первого раунда санкций показывает их разрушительное воздействие. Санкции США серьезно усугубили предыдущее экономическое неэффективное управление, что привело к катастрофическому падению добычи нефти, гиперинфляции, экономическому спаду (с 2016 года объем производства сократился вдвое), голоду и росту смертности.

Санкции США против Ирана применяются более или менее непрерывно с 1979 года. Самые последние и далеко не самые суровые меры, введенные в августе 2018 года и усиленные в первой половине этого года, направлены на то, чтобы отрезать Иран от внешней торговли. Санкции США прямо противоречат резолюции 2231 Совета Безопасности ООН, которая одобрила ядерное соглашение 2015 года с Ираном. Эффекты были разрушительными. Международный валютный фонд прогнозирует, что экономика Ирана сократится на 10% в период с 2017 по 2019 годы, а инфляция в этом году достигнет 30%.

Можно ожидать, что другие страны легко обойдут санкции США. Но США пригрозили наказать иностранные компании, которые нарушают санкции, и использовали глобальное влияние доллара как дубинку, угрожая иностранным банкам, которые финансируют торговлю с Ираном. Европейские компании оказались на линии огня, несмотря на явное желание Европейского Союза экономически сотрудничать с Ираном. В долгосрочной перспективе, вероятно, будет найдено больше способов обойти санкции, используя финансирование в юанях, рублях или евро, однако ослабление санкций США будет только постепенным.

Несмотря на сильную экономическую боль - на самом деле бедствие - в Северной Корее, Венесуэле и Иране, ни одно из государств не уступило требованиям США. В этом смысле санкции оказались не более успешными, чем военное вмешательство. Северная Корея сохранила и, скорее всего, расширяет свой ядерный арсенал. Иранский режим отвергает требования США относительно своей ракетной программы и внешней политики. А президент Венесуэлы Николас Мадуро остается у власти.

Блокада США была осуществлена президентским указом, почти без публичных дебатов и систематического контроля со стороны Конгресса. Это больше шоу для одного человека, даже в большей степени, чем в случае войн под руководством президента, которые вызывают гораздо более пристальное внимание общественности. Трамп понимает, что он может наложить жесткие санкции за рубежом практически без прямых расходов для общественности или бюджета США и практически без политической ответственности.

Военные блокады являются актами войны и, следовательно, подпадают под действие международного права, включая надзор Совета Безопасности ООН. Экономическая блокада Америки аналогична по своим функциям и результатам военной блокаде, что имеет разрушительные последствия для гражданского населения и может спровоцировать войну. Совету Безопасности пора взяться за режимы санкций США и сопоставить их с требованиями международного права и миротворчества.

Алексей Свищёв

05.07.2019 18:00

Просмотров: 15953