Росавиация намеренно не дает российским пилотам получать работу в других странах?

Палки в крылья

Российские пилоты, которые уволились или оказались в простое из-за сокращения объема авиаперевозок, столкнулись с проблемами при попытке устроиться на работу в зарубежные авиакомпании. Как выяснилось, Росавиация не подтверждает информацию об их опыте по запросу из других стран. При этом спрос на кадры из России есть в странах Юго-Восточной Азии и в Турции, но по факту трудоустроиться удалось лишь сотне человек.

У российских пилотов возникают проблемы при трудоустройстве в зарубежные авиакомпании, когда дело доходит до этапа подтверждения их удостоверений по запросу иностранных авиавластей и перевозчиков. Как сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей отрасли, преграды создает Росавиация, которая не предоставляет информацию о дате выдачи удостоверения пилота и его актуальности в рамках стандартной процедуры. Российский регулятор ссылается на запрет раскрывать персональные данные или же вовсе не объясняет причин отказа. В результате многие пилоты, собиравшиеся уехать из России и работать за рубежом, не смогли этого сделать – их количество, по разным данным, может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Почему Росавиация действует таким образом, непонятно.

Как уточняют источники издания, большинство пилотов предприняли попытки трудоустройства в странах Юго-Восточной Азии – Таиланде, Вьетнаме, Малазии и Камбодже, а также в Турции. В профсоюзе утверждают, что за последние четыре месяца из-за границы поступило порядка 600 запросов от авиационных властей других стран с просьбой дать подтверждение информации, и Росавиация это будто бы сделала, но в реальности получить работу смогла лишь сотня человек.

Другой источник газеты рассказал о случае успешного трудоустройства в иностранную авиакомпанию. По его словам, компания S7 командировала в ОАЭ двадцать летчиков на три месяца. Как уточнили в компании, пилоты будут работать там по срочному контракту с AirArabia, рассчитанному до сентября. Там отметили, что за счет подобного партнерства летчики получат практику в английском языке, смогут перенять полезный опыт зарубежных коллег и поделиться собственным опытом.

Во избежание дефицита

Издание направило запрос в Минтранс и Росавиацию, однако ответа не последовало. Если обратиться к программе развития авиационной отрасли до 2030 года, там указано, что ежемесячно в министерство поступало порядка 70 обращений от авиавластей других государств с просьбой подтвердить сертификаты пилотов. В документе отмечается: «Данные обстоятельства свидетельствуют о высоких рисках нехватки пилотов для обеспечения выполнения объема воздушных перевозок в будущем». Каждый год, как следует из программы, российский летный состав покидает по состоянию здоровья около 300 человек. Также многие уходят на пенсию – на 15 тысяч летчиков коммерческих авиалиний в России приходится более трети пилотов в возрасте 50-59 лет.

Возможно, Росавиация нарочно создает препятствия для перехода российских кадров в иностранные авиакомпании во избежание дефицита в перспективе? Но ведь сейчас, в условиях санкций, объем авиаперевозок резко упал, и многие летчики остаются без работы.

По данным собеседников газеты, Росавиация практиковала политику игнорирования запросов из-за рубежа и ранее – это продолжалось с 2016 по 2020 год, то есть, до начала пандемии коронавируса, ударившей по авиаперевозкам. В этот период их объемы в РФ росли, кадров не хватало, и российские компании искали летчиков в других странах.

Как отмечают юристы, по идее на Росавиацию, отказывающуюся отвечать на запросы, можно пожаловаться в Минтранс или даже в прокуратуру. Но это вряд ли поможет, если эти отказы связаны с исполнением каких-либо указаний «сверху», направленных на противодействие оттоку пилотов за границу.

Рухнувшие объемы

Когда Россия начала спецоперацию на Украине, все отечественные авиакомпании оказались в крайне тяжелых условиях, поскольку часть масштабных западных санкций ударила именно по авиаотрасли. Закрытие воздушного пространства США, Канады, Великобритании и стран ЕС для самолетов из РФ привело к тому, что от рейсов по большинству зарубежных направлений пришлось отказаться, а из-за запрета на сотрудничество лизингодателей с российскими перевозчиками компании лишились возможности использовать значительную часть воздушных судов для полетов в другие страны. Чем могут обернуться претензии лизингодателя даже в условно дружественной стране, не присоединившейся к санкциям, наглядно показал прецедент с самолетом «Аэрофлота», застрявшем на Шри-Ланке.

После введения санкций многие пилоты остались не у дел. Авиаперевозчики стали отправлять сотрудников на простой. В марте 2022 года пассажиропоток сократился на 20% относительно показателей марта 2021 года, в апреле падение достигло почти трети от уровня годичной давности, а в мае – 25%. В июне ситуация несколько стабилизировалась, отставание составляет 20%.

Без денег и полетов

В конце апреля правительство утвердило антисанкционную программу субсидий для авиакомпаний на компенсацию операционных расходов при выполнении внутренних перевозок в апреле-октябре текущего года. По ее условиям компании должны сохранить пассажирооборот на уровне не менее 90% от показателей за аналогичный период 2021 года. Если критерии будут нарушены, деньги придется вернуть. На субсидии выделено 100 миллиардов рублей. Для того, чтобы выполнить все условия, авиакомпании начали возвращать пилотов. В частности, в «Уральских авиалиниях» сообщили, что сейчас работой обеспечены все сотрудники авиаперевозчика, и, более того, есть возможность временно взять на работу пилотов из других авиакомпаний, которые пока находятся не у дел. Набор пилотов и бортпроводников объявила и компания Smartavia, чей летный состав сейчас полностью задействован в выполнении полетной программы. В S7 Airlines заявили, что не увольняли сотрудников и не отправляли их в режим простоя, а средний налет в мае-июне вырос на треть по сравнению с мартом-апрелем. В «Аэрофлоте», напротив, налет снизился, так как международные рейсы почти по всем направлениям встали на паузу. Тем не менее, в простой сотрудников не отправляли.

В профсоюзе пилотов отмечают, что в среднем доходы российских пилотов упали на 40%, а в отдельных случаях и больше. Особенно сильно эта тенденция коснулась летчиков с допусками на дальнемагистральные самолеты типа Boeing 777 и Airbus A350/330. Именно они сейчас находятся в активном поиске работы.

Назвать точное количество российских пилотов, которые в данный момент находятся без работы, довольно проблематично, общих цифр нет. Известно, что из компании Royal Flight еще в марте уволились 30 летчиков, а под сокращение попали более сотни человек. ГК «Волга Днепр» приняла решение о сокращении всех вторых пилотов AirBridgeCargo и всех летчиков «Атрана».

Известно, что некоторые пилоты, в частности, экс-сотрудники Azur Air, получили приглашения от нового турецкого перевозчика MGA, но подтвержденных случаев перехода еще нет.

Иннокентий Колбасов

28.06.2022 16:50

Просмотров: 2524