Ректоры вузов слишком часто попадаются на махинациях

Блатная наука

Ректоры вошли в число профессий с наибольшим риском уголовного преследования. С 2012 года руководители каждого двенадцатого вуза оказались на скамье подсудимых. Неужели сферу высшего образования подмяли под себя жулики? Или есть проблемы в законах, которые толкают честного человека на формальные нарушения?

«Наша Версия» уже обращала внимание, что зарплаты ректоров ведущих вузов сопоставимы с доходами федеральных министров, депутатов и губернаторов. Получать в месяц по миллиону-полтора для господ этого круга в порядке вещей. А вот руководители вузов второго и третьего эшелона обычно декларируют месячный доход где-то от 250 до 450 тыс. рублей. Деньги вроде бы немаленькие. Но, вероятно, не всегда соответствуют амбициям вузовского начальства. Иначе как ещё объяснить череду разоблачений, в которых ректоры предстают крохоборами?

Впрочем, ситуация может быть и сложнее. Мы уже отмечали, что руководство вузов часто интегрировано в региональную управленческую элиту. В одних случаях ректорское кресло – это почётная пенсионерская синекура, в других – трамплин для захода на должность регионального министра. А потому в окружении ректора могут быть завистники, желающие его подсидеть. Как же в таком случае относиться к массовым посадкам ректоров? Для прояснения картины попытаемся вникнуть в конкретные дела.

Скандалы из Нижнего

В марте был задержан Александр Парамонов, возглавлявший нижегородское подразделение РАНХиГС. Он также известен как политический и общественный деятель. В 2019 году Парамонов декларировал годовой доход в 2,7 млн рублей (более свежих данных в открытом доступе нет).

Следствие считает, что под началом господина Парамонова в вузе шла «торговля дипломами». В суде был приведён как минимум один такой эпизод: некто, предположительно, получил за 1 млн рублей документ о высшем образовании, не проходя обучения. Также следствие обнаружило в вузе «мёртвые души» – студентов, которые учились лишь на бумаге, на занятиях не появлялись, а потом получали дипломы.

В феврале в Москве была задержана бывший ректор Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) Жанна Никонова. На посту ректора она официально зарабатывала по 435 тыс. рублей в месяц (сведения за 2023 год). Данные, которые легли в основу обвинений, могли предоставить сотрудники вуза. Следствие считает, что Жанна Никонова и одна из её подчинённых незаконно получили около 1 млн рублей. Предположительно, женщины оформляли документы для выплаты премий ряду работников вуза, а потом забирали часть денег себе.

Игорь Воротников, ректор Нижегородского государственного агротехнологического университета (НГАТУ), был задержан в январе. Суть преступной схемы, по версии следствия, состоит в том, что вуз зачислил около трёх десятков иностранцев на бюджетные места без обязательных экзаменов на знание русского языка, истории и основ законодательства России. Иностранцы фактически не учились, но российский бюджет их обучение финансировал. Ущерб государству оценивается в 4 млн рублей. Названный следствием в суде мотив ректора – желание выслужиться перед начальством и получить премию по итогам зачисления иностранных студентов.

«Заявление на ректора в правоохранительные органы написали его подчинённые. Некоторые из них были недовольны инициированной Игорем Воротниковым управленческой реформой в вузе, предполагавшей в том числе и сокращение штата», – пишет местная пресса.

Когда суд рассматривал возможность назначить обвиняемому домашний арест, всплыла интересная деталь. Оказывается, целое крыло вузовского общежития было переоборудовано в роскошную квартиру для ректора и его семьи. Будут ли в связи с этим процессуальные последствия – пока неясно. Добавим, что в 2022 году фигурант официально декларировал годовой доход в 1,7 млн рублей, но тогда он числился проректором. По данным местных СМИ, в должности руководителя вуза Игорь Воротников получал примерно 330 тыс. в месяц (это меньше, чем у его коллег из других нижегородских вузов).

«Мёртвые души»

Похоже, что «мёртвые души» – это системная беда российского высшего образования. И не всегда с первого взгляда понятно, что является причиной этого явления – то ли разгильдяйство при оформлении бумаг, то ли коварный расчёт на незаконное обогащение. Примечательно, что во многих случаях речь идёт о студентах-иностранцах, выходцах из Средней Азии и Китая.

По подобному делу проходит ректор Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева Таусолтан Узденов, задержанный в феврале. Как установило следствие, с 2021 по 2022 год ректор «с целью искусственного увеличения дохода возглавляемого им учебного заведения» организовал изготовление подложных документов о прохождении обучения для 164 иностранных граждан. Брали ли в этом случае взятки с иностранцев, судом пока не установлено. Однако у данной схемы есть интересный побочный эффект. «Это позволило иностранцам, срок пребывания которых в России на тот момент уже истёк, получить учебные визы и остаться на территории РФ», – сообщает следствие.

Не признававший вины Таусолтан Узденов в июне написал-таки заявление об отставке с поста ректора. В 2021 году он декларировал годовой доход в 2,6 млн рублей.

Аналогичное обвинение предъявлено ректору Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) Надежде Ярушкиной. Следствие считает, что в УлГТУ на бюджет были фиктивно зачислены не менее 129 иностранных студентов, преимущественно из стран Азии. Они не владели русским языком, не посещали занятия и не сдавали экзамены, однако вуз получал на них бюджетное финансирование и «заработал» 20 млн рублей. Иностранцы же таким образом легализовались в России, несмотря на просроченные визы. Ректор в свою защиту также ссылается на неразбериху, которая возникла во время пандемии, и утверждает, что студенты переводились на дистант, а затем отчислялись. Суд над ней продолжается. По итогам 2021 года Надежда Ярушкина декларировала заработок в 3,2 млн рублей.

Наталья Ильина (фото: Алексей Семенов/ТАСС)

«Мёртвые души» в другом аспекте фигурируют в деле ректора Псковского госуниверситета (ПсковГУ) Натальи Ильиной. По версии следствия, она фиктивно устроила в вуз своего знакомого и распоряжалась его зарплатной банковской картой. Также речь идёт об «откатах» от подчинённых с премий. Против Ильиной косвенно говорит тот факт, что она успела купить две квартиры в Москве стоимостью около 50 млн рублей. Ильина в последние годы декларировала в среднем немногим более 3 млн рублей годового дохода. Однако у ректора есть ещё работающий муж, и супруги, судя по декларациям, продавали имевшуюся у них ранее недвижимость. Так что выводы, возможно, делать рано. Ильина находится в СИЗО с апреля, а в августе на неё завели два новых дела (факты присвоения премий сотрудников были выделены в отдельное производство).

Как видно, в каждом деле есть какие-то неоднозначные моменты. Но всплывают и системные проблемы. Если заполнение бюджетных мест иностранными студентами вызывает так много проблем, может, пора в этом вопросе что-то подрегулировать?

Дмитрий Игонин

08.09.2025 17:00

Просмотров: 1785