Региональные законодатели разоряют российскую деревню
Бурёнку под нож
Авторами идеи, уже поступившей на рассмотрение Госдумы, выступили депутаты красноярского заксобрания. Как подозревают наблюдатели, в этом имеется свой смысл. Понимая, какой резонанс вызовет спорная инициатива, федеральные парламентарии, видимо, не решились принимать огонь на себя в преддверии выборов, а с регионалов какой спрос?
Предложение и правда грозит вызвать в обществе неоднозначную реакцию. Внесённые в Думу поправки в федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» предлагают установить ограничения на количество живности, которую селяне смогут разводить на своих участках. Устанавливать норму будут местные власти с учётом географических, природно-климатических условий, местных традиций и особенностей.
Казалось бы, что в этом плохого? Наоборот, новый закон поможет решить множество проблем. «Отдельные граждане содержат на приусадебном участке поголовье сельскохозяйственных животных и птицы, значительно превышающее предельную численность, соответствующую размерам участка и ветеринарным правилам», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Из-за этого соседи страдают от смрада, а коровы и свиньи, во множестве толкающиеся на пятачке земли, становятся рассадником опасных заболеваний. Кроме того, под видом личных подсобных хозяйств крестьяне порой содержат целые фермы. Введение ограничений поможет вывести их бизнес из тени и пополнить казну налогами.
Однако это лишь одна сторона медали. Проблемы с содержанием животных нет, поскольку утверждённые Минсельхозом правила уже определяют предельные нормы поголовья в зависимости от размера участка, поясняет профессор Казанской академии ветеринарной медицины Михаил Васильев. Другой вопрос, что у контролирующих органов нет полномочий, чтобы проводить ревизии, – ну так надо им их дать! А подобные радикальные меры могут привести к тому, что селяне просто вырежут скот, уверена вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Башмачникова. Поголовье скота и так падает: по состоянию на конец июня оно составило 16,9 млн единиц – на 4,1% меньше, чем годом ранее. При этом личные подсобные хозяйства производят порядка 35% от всего объёма молока. Если частники пустят коров под нож, кто компенсирует потери и что станет с ценами на молочную продукцию? Кроме того, сколько идёт разговоров про возрождение села. Но если селяне останутся без подворий, то смогут ли они прокормиться, учитывая размер провинциальных зарплат? Именно личные подсобные хозяйства часто помогают крестьянам наполнить свой стол и заработать, продавая горожанам домашнее молоко, сало и яйца. Кстати, добавляет Башмачникова, многие были бы и рады выйти из тени, но тут моментально встаёт проблема тяжёлого администрирования. Так, может, Минсельхозу стоило бы прежде подумать над этим вопросом?
Все эти замечания выглядят настолько очевидно, что многие не сомневаются: решение ограничить количество поголовья проистекает вовсе не из желания очистить воздух от запаха навоза. Скорее это ещё одна попытка вытеснить с рынка мелкие хозяйства и укрепить позиции агрохолдингов. Разговоры о том, что власти во всём потакают им, идут уже давно. Сколько звучало историй, когда под предлогом борьбы с африканской чумой свиней у селян изымали животных, после чего единственным производителем свинины оказывался крупный комбинат. В своё время гендиректор Группы «Черкизово» Сергей Михайлов пояснял: мол, мы не можем запретить всем в стране личным подсобным хозяйствам держать свиней, но отказаться от ЛПХ в 5–6 регионах, на которые приходится 70% производства свинины, было бы логично. Главу Минсельхоза Оксану Лут не раз подозревали в том, что она подыгрывает «аграрным королям». Похоже, что теперь они решили окончательно подмять под себя рынок?
Просмотров: 304