Пожар на танкере «Волгонефть в Новороссийске стал сюжетом для съёмки фильма-катастрофы

«Тревожное воскресенье» – как было на самом деле

В 80-х годах ХХ века в СССР появился новый жанр художественных фильмов – фильмы-катастрофы. На экранах страны с большим успехом демонстрировались фильмы «Экипаж» и «34-й скорый». В этом же ряду стоит и фильм «Тревожное воскресенье» о пожаре танкера в одном из южных портов страны. В отличие от предыдущих фильмов, где сюжет был придуман сценаристами, «Тревожное воскресенье» рассказывает о реальном событии – пожаре, произошедшем 23 марта 1962 года в Новороссийском порту на танкере «Волгонефть». Практически все сюжетные линии фильма соответствуют реально произошедшем событии. В этой статье мы расскажем о большом пожаре в порту Новороссийск в далеком уже 1962 году.

Пожар

На Чёрном море у Советского Союза есть два порта, где расположены крупные нефтяные терминалы. Это Туапсе и Новороссийск. Изначально, терминал в Туапсе позволял грузить больше нефти и нефтепродуктов, однако, с вводом в строй терминала «Шесхарис» Новороссийский порт прочно взял первое место по перевалки нефтепродуктов в Чёрном море. Нефть и нефтепродукты – грузы опасные, которые время от времени приносят различные чрезвычайные происшествия. О пожаре в 1964 году в порту Туапсе на танкере «Лиски» смотри статью «Большой пожар в порту Туапсе».

В Новороссийске то же случались большие пожары, связанные с работой нефтяных терминалов. Так, 1929 году на железнодорожной станции состав с цистернами с нефтью, которые предназначались для погрузки на танкеры в порту, сошел с рельсов и загорелся. Одна из цистерн взорвалась. Пожар с трудом, но потушили В 1931 году во время сильной грозы молния ударила в группу резервуаров «Союзнефти». Как выяснилось впоследствии, часть из них не была защищена громоотводами. Возник крупный пожар, и только ценой неимоверных усилий всех пожарных команд города, экипажей морских пограничников, водолазов ЭПРОНа и жителей города пожар через два дня удалось потушить. Он реально представлял угрозу всему Новороссийску. В 1961 году на станции столкнулись два состава с цистернами, нагруженными нефтью и нефтепродуктами. Пожар потушили. Но самое крупное и знаковое происшествие произошло 23 марта 1962 года.

Начало

23 марта 1962 года у нефтеналивного пирса №29 Новороссийского порта находился морской танкер «Волгонефть» Сразу оговоримся. Несмотря на одинаковое название, это был большой для своего времени морской танкер, не имеющий ничего общего с крупной серией танкеров типа «река-море» семейства проектов 558, 550, 550А, 630, 1577 имеющих название «Волгонефть» и номер. Всё началось с трех взрывов такой силы, что они были слышны почти во всех районах Новороссийска. Дежурные караулы 8-й и 9-й пожарных частей города прибыли в порт не дожидаясь вызова – было понятно, что в порту произошло какое-то ЧП. Вначале пожарные ориентировались на столб дыма в порту, потом поступила уточняющая информация от диспетчерской службы. Один из пожарных находился в отпуске, другой – после взрывов сбежал из больницы. Оба самостоятельно прибыли в порт. Если кто-то из читателей помнят детали фильма «Тревожное воскресенье», тот там были эти эпизоды.

Пожар на танкере Волгонефть (фото: 23.mchs.gov.ru)

Что же произошло? Причиной пожара стало грубое нарушение правил пожарной безопасности при проведении газосварочных работ (по другим данным – работал электросварщик). Корпус танкера имел некие механические повреждения, требовался его небольшой ремонт. Но танкер стоял под погрузкой, и уже какое-то количество нефти находилось в его танках. По правилам, при проведении газосварочных работ требовалось нефть слить обратно в береговые ёмкости, а только потом проводить ремонтные работы. Но делать этого не стали. В результате работы газосварщиков в одном месте был прожжен борт танкера. Это было бы не страшно, если бы при этом не прожгли и один из танков с нефтью. Это и привело к трем мощным взрывам, которые слышал весь город. Вторым следствием нарушений стал возникший в 12-50 пожар в средней части танкера. Усугубилось всё тем, что взрывы вывели из строя судовую систему пожаротушения. Экипаж не мог вести борьбу с огнем. Во время взрывов погибли три человека – постовой пожарной команды Новороссийского порта Мамедов-Алакверды, практикант морского училища Вейцкин и машинист Бычков. Был тяжело ранен механик Выговский. Кроме береговых пожарных расчетов, к борту «Волгонефти» подошёл портовой пожарный катер «Зоркий»

Пенная атака

Руководство тушением пожара взял на себя майор внутренней службы Колышницын Яков Николаевич, начальник военизированной пожарной охраны города Новороссийск. Клубы чёрного дыма поднимались на высоту 18-ти метров. Ситуация осложнялась тем, что у соседнего причала – а это около 75 метров – находился другой танкер «Варшава», водоизмещением около 40 000 тонн, который уже завершил погрузку. От высокой температуры на нем тоже мог прогреметь взрыв. Началась эвакуация людей, работавших на причале и части судов, стоящих у соседних причалов. Мировая практика тушения подобных пожаров предусматривала обязательную буксировку горящего судна на внешний рейд порта. Там, на безопасном расстоянии для строений и стоящих у причалов судов и рекомендовалось тушить горящее судно. Или не тушить, а дать под контролем пожарных выгореть нефти на борту танкера.

Пожарный катер и буксиры охлаждают корпус танкера (фото: 23.mchs.gov.ru)

Майор Колышницын приказал готовить пенную атаку – для этого нужно было время, чтобы доставить в порт необходимое количество порошка для образования пены. Порошок везли с Кировской нефтебазы. Буксировать «Волгонефть» на рейд было опасно – существовала высокая вероятность разлива нефти по акватории порта из поврежденного танка. А это грозила горящей нефтью уже на всей акватории порта. Кроме этого, операция по выводу на рейд заняла бы около двух с половиной часов. Танкер «Варшава» на соседнем причале за это время мог серьезно нагреться, и угроза взрыва на втором танкере становилась реальной. Майор принял смелое решение, аналогов которому до него не было – тушить горящий танкер у причала в порту. Пока везли порошок, танкер охлаждали морской водой из пожарных стволов. На помощь новороссийцам прибыли пожарные из Краснодара, Анапы, Геленджика, Крымска, Сочи и Туапсе. Портовые буксиры охлаждали горящий танкер своими пожарными стволами со стороны воды. К 15-00 на причал были доставлены 18 тонн пенопорошка и пеногенераторы.

Пожарный катер Зоркий (фото: 23.mchs.gov.ru)

Пенную атаку одновременно проводили из 26 стволов и 12 пеногенераторов. Кроме них, пену на танкер подавали просто из пожарных рукавов. С воды работали пожарный катер «Зоркий» и 4 портовых буксиров – «Посейдон», «Багратион», «Джарылгаз» и «Джиздра». Перед началом атаки огонь бушевал на площади 800 квадратных метров. Через 20 минут огонь удалось погасить во всех, кроме одного, танках с нефтью. Пенная атака завершилась, так как закончились все 18 тонн пенопорошка. Но горящая нефть на танкере очень коварна. Через 15 минут после первой пенной атаки, огонь на танкере вспыхнул снова, а в 16-05 произошел четвёртый взрыв. Палуба танкера вспучилась. Три человека были ранены. Кроме этого, возникла угроза опрокидывания танкера. Было принято решение «Волгонефть» притопить, то есть посадить танкер на дно, благо глубины у причала были небольшие. Тем временем, пожар усиливался. В порт в сопровождении милицейского эскорта доставили ещё 25 тонн пенопорошка. Вторая пенная атака была мощнее, и она удалась. Пену подавали 26 пенных и 40 водяных стволов. Пожар был потушен в 16-50. Всего огнеборцы тушили танкер в течение 4 часов 15 минут. На тушение пожара было использовано 43 тонны пенопорошка..

Заключение

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1962 года 28 участников тушения пожара на танкере «Волгонефть» были награждены медалью «За отвагу на пожаре». Впервые в истории тушение горящего танкера производилась с причала.

В 1983 году режиссер Рудольф Фрунтов снял остросюжетный художественный фильм-катастрофу «Тревожное воскресенье». В главных ролях снялись известные советские актеры Эммануил Виторган, Клара Лучко и Александр Белявский. Съемки происходили на месте реальных событий – в Новороссийском морском торговом порту. В массовых сценах принимали участие личный состав и техника Новороссийского гарнизона пожарной охраны. Сценаристы изменили только две вещи: горящий танкер в фильме был иностранный (ну а как же иначе) и в повествование ввели нового героя – Председателя Исполкома города – эту роль играет Клара Лучко – у которой сын вместе с ремонтной бригадой оказался на борту горящего танкера. Простим им эти неточности. Ведь во всем остальном фильм подробно рассказывает о подвиге пожарных. Повторимся, «Тревожное воскресенье» – единственный советский фильм-катастрофа с невыдуманным реальным сценарием. Фильм с успехом шел на экранах страны.

Андрей Максимов

03.09.2025 10:37

Просмотров: 810