Повышение цен на электронику через несколько месяцев заставит ретейлеров устроить распродажи
Затарились!
Всё подорожает. Это словосочетание давно стало традиционным клише всех публикаций в СМИ, выходящих в конце каждого года и касающихся потребительского рынка. Далее обычно прогноз подкрепляется некоторыми экспертными оценками, предсказывающими, как правило, 20–30-процентный рост. Россия в этом смысле не уникальна: продавцы во всём мире пользуются горячей предрождественской и предновогодней порой, когда люди готовы даже по повышенным ценам скупать в магазинах буквально всё.
Однако нынешний сезон для России стал уникальным явлением, совпав с рекордным падением национальной валюты. Настолько, что уже появилось мнение: как минимум какая-то часть всего произошедшего была ловко срежиссирована. Ну а иначе как объяснить, например, тот факт, что массово инвестировать в покупку телевизоров россияне предпочли именно в магазинах «М-Видео», а не в каких-то иных?
Примечательно, что, например, некоторые информационные вбросы, похоже, делались целенаправленно через социальные сети типа Facebook – ресурса, пользующегося особой популярностью у так называемого креативного класса, представители которого нередко являются платёжеспособными потребителями. К примеру, автору этих строк ещё в середине декабря один коллега на полном серьёзе рассказывал о том, что к нему поступила информация о введении скорых ограничений на хождение валюты, а также о том, что банки и рубли могут прекратить выдавать. Нетрудно догадаться, что «заначенные» этим самым коллегой 500 долларов на чёрный день были тут же потрачены в ближайшем торговом центре.
Распродажи не за горами
Что интересно, подобное поведение со стороны поставщиков, неоправданно завышающих цены, очевидно, было бы невозможно, если бы потребители ещё в прошлом году не начали бы сметать всё подчистую. «Это ведь всегда танец вдвоём. Если общество не напугано, то вы можете сколько угодно повышать цены, товары просто не будут покупать. А в декабре, посмотрите, радостно закупали даже то, что и не собирались», – говорит руководитель экспертной практики консалтинговой компании Reland Group Николай Григорьев.
Тем временем звучат прогнозы: войдя во вкус, ретейлеры скорее всего захотят повысить цены. Тем более, если курс рубля упадёт в очередной раз.
«Вопрос о подорожании товаров – это не только вопрос их реальной себестоимости. Но это ещё и вопрос ожиданий рынка, попыток снизить какие-то будущие рынки», – объясняет Николай Григорьев.
Только вот продавать свой товар им тогда будет решительно некому. Предновогодние панические распродажи в буквальном смысле слова вывернули людям карманы. Так что, возможно, в феврале-марте нас ещё ждут распродажи. «В кризис грамотный топ-менеджер компании думает не о том, как цены повысить, а как не разориться и сохранить долю рынка. А может быть, даже её расширить. Но это с прибылью никак не связано. Более того, для расширения доли рынка, возможно, так и вообще цены надо будет снижать», – отмечает эксперт. Другое дело, что в подавляющем большинстве компаний KPI (ключевые показатели эффективности) завязаны именно на рост прибыли. И вот будут ли эти каноны пересматриваться – большой вопрос.
В любом случае выход у продавцов будет один – чтобы не остаться совсем без оборотных средств, устраивать распродажи.
Гаджеты подорожают, но не сильно
Так что же будет с ценами на электронику? Производители электробытовой и компьютерной техники уже грозятся повысить цены на свою продукцию в 2015 году. Правда, пока что точно понять, какова в этих прогнозах доля пиара, призванного привлечь потребителей в магазины, а каково влияние объективных экономических факторов, не так-то просто.
По словам представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, уже в январе могут подорожать телефоны, планшеты и кухонные комбайны. Меньше подорожает та техника, которая производится в России, – в ней импортная составляющая поменьше. Это, в частности, крупная бытовая техника и телевизоры. Сильнее подорожает мелкая кухонная техника, смартфоны и планшеты. То есть всё то, что в России вообще не производится.
Напомним, что, например компания Apple уже повысила цены на свою продукцию, в общей сложности рост цен на модные гаджеты составил 25%. Правда, спрос даже на подорожавшую продукцию, очевидно, чуть-чуть подогрели слова депутатов Госдумы, которые предложили вообще запретить продавать и пользоваться гаджетами этой американской фирмы. Такая вот своеобразная контрсанкция.
О росте цен на свою продукцию объявил и другой лидер рынка, компания Samsung. В частности, стоимость смартфона Galaxy Note 4 составит не 36 990 рублей, как ранее, а 39 990. Подорожает и планшет Galaxy Tab S10’5 LTE с 26 990 рублей до 29 990. Вместе с тем, как отмечают источники, близкие к российскому офису компании, прошедшее подорожание станет единственным и больше цены на продукцию Samsung меняться не будут. Если, конечно, не случится каких-нибудь особенных форс-мажорных обстоятельств.
Такая осторожность в повышении цен, судя по всему, связана с тем, что Samsung опасается потерять свою долю рынка в России. Оставаясь в 2014 году одним из лидирующих игроков, Samsung всё же весьма солидно потеснили новые игроки рынка, пока ещё только набирающие обороты: компании Lenovo и Asus. Аналитики уже предсказывают существенное падение доли рынка Samsung и в 2015 году – теперь компания наверняка постарается сохранить свои позиции, удерживая цену.
Просмотров: 2909