Почему ВВС России преследуют катастрофы

Самолётопад

14 июля в 80 километрах от Хабаровска разбился стратегический бомбардировщик Ту-95, являющийся одним из символов российской военной мощи. Крушение бомбардировщика стало седьмой по счёту авиакатастрофой с участием военных самолётов из случившихся за последние месяцы. «Наша Версия» решила разобраться в причинах участившихся авиакатастроф в российских ВВС и гибели военных лётчиков в мирное время.

Причиной крушения стратегического бомбардировщика Ту-95 в Хабаровском крае, по предварительным данным, стала техническая неисправность воздушного судна. Как сообщили в Министерстве обороны, перед катастрофой у самолёта отказали три из четырёх двигателей. Экипаж успел покинуть борт воздушного судна, пятерым удалось выжить, двое погибли.

До этого Ту-95 уже попадали в сводки происшествий. 8 июня также во время плановых учебно-тренировочных полётов на аэродроме «Украинка» в Амурской области при разгоне самолёт Ту-95 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Причиной аварии стало возгорание одного из двигателей. При катапультировании несколько членов экипажа получили травмы различной степени тяжести и были госпитализированы. Один лётчик погиб, ещё один получил серьёзные ожоги.

В Белоруссии проблемные бомбардировщики сняли с вооружения ещё в 2012 году

Преследуют неприятности и другой тип бомбардировщиков. В начале июля в Хабаровском крае потерпел крушение Су-24М, оба пилота погибли. В военном ведомстве сообщили, что причиной катастрофы бомбардировщика стал отказ техники, однако до сих пор неизвестно, какая именно неисправность привела к аварии. По мнению специалистов, это мог быть помпаж двигателя или отказ системы управления. Известны лишь подробности гибели военных лётчиков: пилот произвёл катапультирование с малой высоты и погиб, второй лётчик сгорел в самолёте.

Напомним, что это второй инцидент с Су-24, предыдущая катастрофа с участием самолёта этого типа произошла в феврале этого года под Волгоградом, где также погибли оба лётчика. А ведь в Минобороны ещё в 2012 году заявляли, что бомбардировщики Су-24 будут выводиться из состава ВВС. Причём первоначально планировалось заменить 60–70% самолётного парка Су-24 на более современные Су-34, а остальные – модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение в 2020 году списать все Су-24. На смену устаревшему бомбардировщику должен прийти Су-34, закупка которого будет осуществляться в рамках госпрограммы вооружений России на 2011–2020 годы, объём финансирования определён на уровне 23 трлн рублей. Тем не менее старые бомберы всё ещё продолжают летать. Примером здесь может служить Белоруссия, где ещё в 2012 году волевым решением все изношенные Су-24 были поставлены на прикол.

Большинство российских бомбардировщиков эксплуатируются уже более 30 лет

Череда катастроф с самолётами Военно-воздушных сил России действительно выглядит удручающе. Летом произошло две катастрофы с Миг-29. 4 июня истребитель, принадлежавший Государственному лётно-испытательному центру имени

В.П. Чкалова, разбился в районе полигона Ашулук (Астраханская область) при выполнении учебно-тренировочного полёта. Оба пилота успешно катапультировались. 3 июля истребитель Миг-29 упал в Кущёвском районе Краснодарского края. Лётчик катапультировался, самолёт упал в безлюдном районе, что позволило избежать жертв и разрушений. Примечательно, что самолётом управлял начальник Службы безопасности полётов авиации ВС России генерал-майор Александр Берзан.

По оценкам экспертов, основной причиной авиационных происшествий является катастрофический износ парка авиационной техники. Некоторые самолёты летают с 70-х годов, многим из них по 30, а то и по 40 лет. Кроме того, техника длительное время простаивала на аэродромах, что не пошло ей на пользу. И теперь, когда Российская армия начала активно проводить учения, оказывается, что старые самолёты не соответствуют масштабам амбиций Минобороны. Отсюда и большое число катастроф.

Выходом из этого положения является поставка в войска новой техники. Однако современные самолёты, которые в ближайшее время должны поступить на вооружение российских ВВС, возможно, не станут панацеей от новых катастроф. Так, 4 июня в Воронежской области во время посадки на аэродром из-за отказа тормозного парашюта выкатился за пределы полосы и перевернулся фронтовой бомбардировщик Су-34. Не внушает оптимизма и новейший российский истребитель пятого поколения – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) – Т-50. Напомним, что во время испытательных полётов в июне 2014-го самолёт загорелся после посадки. После этого в конце марта 2015 года замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов заявил, что военные закупят меньшее количество истребителей пятого поколения, чем запланировано в Государственной программе вооружения до 2020 года.

Мнение

Владимир Попов, заслуженный военный лётчик, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, генерал-майор:

– Российские ВВС сегодня эксплуатируют технику «преклонного возраста». При этом долгое время в войсках практически не было никакой боевой подготовки, а в последние годы её интенсивность возросла в несколько раз. Соответственно техника работает на пределе своих возможностей. Очевидно, что безопасность полётов находится под угрозой, поэтому необходимо проводить ряд профилактических мероприятий, в том числе целевые проверки, профилактические регламентные работы, исследования на возможные усталостные разрушения. Стоит отметить, что и в советское время авиатехника отказывала, и не меньше, чем сегодня. Конечно, информация о происшествиях была закрыта для общего доступа, но в профессиональных кругах она обсуждалась и анализировалась, после чего авиапром быстро вносил изменения в конструкцию. Сейчас же складывается впечатление, что ОПК значительно «уклонился» в сторону рыночных отношений в этих вопросах, и это негативно отражается на безопасности полётов.

Александр Степанов

20.07.2015 11:08

Просмотров: 4021