Почему на Ближнем Востоке может сократиться спрос на природный газ

Пeрегазовали

Эксперты убеждены, что спрос на природный газ на Ближнем Востоке будет продолжать расти. За 10 лет потребление выросло до 707 млн. куб. м. в день - намного больше, чем в США, несмотря на сланцевый бум. Национальные нефтяные компании и экспортеры сжиженного природного газа рассчитывают на аппетиты региона, которыми оправдывают амбициозные планы. Но ситуация скоро изменится.

Текущее положение дел сформировалось под влиянием экономического бума, который пришелся на начало 2000-х годов. Его основой стали высокие цены на нефть, позволившие правительствам нефтяных стран региона начать строить новые города и развивать инфраструктуру, являющуюся неотъемной частью комфортной жизни.

Правительства преследовали энергоиндуцированную индустриализацию, стремясь диверсифицировать свою экономику в секторах, где они имели конкурентное преимущество: нефтехимию, металлургию и производство стройматериалов. Помня о социальном давлении, они субсидировали природный газ, электричество и воду, что привело к безудержному спросу и стало причиной неэффективности.

В то же время дешевый газ, побочный продукт добычи нефти, использовался все в большей степени. Политические и коммерческие разногласия сорвали проекты по экспорту из гигантского Северного месторождения Катара и Ирана. Аналогичным образом, проект прокладки трубопровода из Египта в Иорданию, Израиль и Сирию неоднократно саботировался; Затем он утратил свою актуальность, поскольку у Египта оказалось недостаточно газа для собственных нужд.

Примечательно, что государства в одном из трех самых богатых газом регионов мира начали импортировать сжиженный природный газ (СПГ) танкерами: Кувейт в 2009 году, Дубай в 2010 году, Израиль в 2013 году, Египет и Иордания в 2015 году, Абу-Даби в 2016 году. Город Шарджа в ОАЭ и Бахрейн также планируют импортировать СПГ, и даже Саудовская Аравия.

Однако каждое действие неизбежно вызывает противодействие. Производители и экспортеры газа, смотрящие на ближневосточный рынок, больше не должны рассматривать его как бездонный колодец спроса.

Противодействие идет по трем направлениям: экономика, эффективность и конкуренция. Относительно низкие цены на нефть привели к замедлению роста и даже рецессии в некоторых странах, а популяции экспатриантов в некоторых частях Персидского залива сократились, поскольку государственным работодателям приходится экономить. Меньше денег для роскошной новой инфраструктуры

Основная часть газификации в Иране почти закончилась, даже отдаленные деревни подключены к магистралям, так что в будущем спрос не будет стремительно расти за счет новых клиентов. Точно так же новая отрасль в регионе больше не может полагаться на дешевый газ, чтобы сохранять жизнеспособность, что контрастирует с США, где сланцы поддерживают низкие цены.

Снижение цен на нефть и газ заставило правительства осознать непомерную стоимость субсидий. Уменьшая разрыв между местными регулируемыми ставками и международными ценами, они парадоксальным образом облегчили реформирование. Иран повысил цены на газ, электроэнергию и топливо еще в 2010 году, хотя инфляция и санкции нивелировали некоторые последствия. Потом его примеру последовали ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Египет, Иордания и другие.

Ликвидация или сокращение субсидий приводит к повышению энергоэффективности. Старые газовые турбины, которые превращают только 25% топлива в электричество, заменяются на новые, с комбинированным циклом, с эффективностью 50% и более. Правительства стран региона внедряют стандарты эффективности зданий и техники, а потребители становятся более сознательными.

Высокие цены на природный газ и нехватка внутреннего предложения привели правительства стран Ближнего Востока к альтернативным источникам. Так, скоро начнет работать крупная ядерная энергетическая программа ОАЭ.

На другом фронте солнечная энергия, а в некоторых местах и ветер. Альтернативные источники крайне перспективны в регионе, залитом солнцем, и генерация здесь уже обходится рекордно дешево. При пиковой мощности, в значительной степени совпадающей с летним использованием систем кондиционирования воздуха, этот источник энергии может легко удовлетворять 20% спроса на электроэнергию в регионе без необходимости использования дорогостоящих аккумуляторов. Как показывают исследования, Саудовская Аравия могла бы достигнуть своих целей в 2032 году, сжигая меньше нефти и немного больше газа примерно по той же цене, что и сегодня.

Между тем Оман использует солнечные зеркала для производства пара для повышения нефтеотдачи и экономии газа. Дубай, Турция и Египет, однако, предпочитают уголь, который «грязнее», но и существенно дешевле.

Естественно, что природный газ все же будет играть ведущую роль: он относительно дешев и чист, сформирована большая клиентская база. Существующие газодобывающие отрасли не перестанут работать; в Иране есть много наполовину построенных нефтехимических заводов, ожидавших отмены санкций, и правительства будут продолжать продвигать свои схемы диверсификации, несмотря на конкурентные вызовы. Некоторые страны значительно увеличат потребление газа на внутреннем рынке - в первую очередь Ирак, но также Ливан, Кипр, Сирия, Йемен и Ливия.

Но региональный рост спроса на газ и особенно импорт СПГ будут замедляться. Компании, ориентированные на этот рынок, должны смотреть в будущее, а не на прошлое.

Алексей Свищёв

05.07.2018 14:30

Просмотров: 4964