Почему американцы отказывались признавать Юрия Гагарина первым космонавтом

Космический парашютист

Сегодня в это трудно поверить, но за океаном не сразу признали своё поражение в космической гонке. Поначалу американцы наотрез отказывались классифицировать бессмертный подвиг Юрия Гагарина как пилотируемый космический полёт. Почему же за рубежом полёт Гагарина на корабле «Восток», свершившийся 12 апреля 1961 года, пытались поставить под сомнение?

Незадолго до начала пилотируемых полётов в космос Международная авиационная федерация разработала стандарты для их регистрации. Страна, отправлявшая на околоземную орбиту своего гражданина, обязана была уведомить федерацию о старте, полёте и приземлении космического корабля, а также о месте старта ракеты-носителя. Вот с этим «местом старта» и вышла коллизия: дело в том, что в Советском Союзе космодром считался секретным объектом наивысшего порядка. А какие-то иностранцы принуждают его рассекретить – мыслимо ли? И поскольку генсек Никита Хрущёв категорически отказался информировать федерацию о месте старта «Востока», генеральный конструктор Сергей Королёв придумал такую хитрость: построить эрзац-космодром – деревянный муляж, который можно было принять за реальную стартовую площадку, в 300 километрах от настоящего космодрома. Не прошло и месяца, как построили «дубль», а чтобы сбить с толку иностранных шпионов, к эрзац-космодрому нагнали военных. Впрочем, у солдат была и другая задача: следить за тем, чтобы деревянный муляж стартовой площадки местные жители не растащили себе на дрова. И американцы, что называется, «повелись», приняв муляж за реальный космодром. Но долго водить их за нос не вышло: уже в октябрьском номере американского журнала Time за 1960 год появилась фотография настоящего космодрома. Оказывается, американцы рассчитали орбиты советских спутников и смогли определить точное место их запуска. Но следует отдать должное упрямству академика Королёва: он так и не смог признать, что космодром рассекретили! Поэтому решил продолжить путать американцев: настоящий космодром, проходивший во всех документах как «Тюра-Там», стали именовать Байконуром. И название прижилось: в официальной заявке, поданной СССР в Международную авиационную федерацию, значилось название космодрома – Байконур.

Пока международные эксперты решали, засчитывать Советам их полёт или нет, в США набирала силу пропагандистская кампания. Пресса пестрела заголовками о том, что Гагарин на самом деле никуда не летал, а в журнальчике «Лис Микита», издаваемом за океаном украинской диаспорой, на обложке появилась карикатура, изображавшая пьяного космонавта, уснувшего за столиком с бутылкой водки. Вокруг головы космонавта сияли звёздочки. А подпись к рисунку гласила: «Гагарин в орбите». Рисунок перепечатали многие американские издания.

Вот так видели полёт Гагарина за океаном.
Гагарин мог остаться в истории не космонавтом, а «лётчиком-парашютистом»

Эта история с подменой стартовой площадки, вконец запутавшая не только шпионов, но и зарубежных космических чиновников, чуть было не стоила Советскому Союзу отказа в регистрации полёта. Впрочем, вскоре мы снова «подставились»: после полёта Гагарина американские юристы обратились в федерацию с протестом. По их мнению, регистрировать старт «Востока» в качестве первого пилотируемого полёта было нельзя. Дело в том, что по принятым правилам федерации космонавт должен был приземлиться в спускаемом аппарате, а не на парашюте отдельно от капсулы, как приземлился Гагарин. А раз так, злорадствовали за океаном, признать Гагарина первым лётчиком-космонавтом нельзя. Он же не космонавт, а «лётчик-парашютист». А его рекорд – это рекорд парашютиста, а не космонавта. Сегодня кажется, что подобные доводы – бред, однако тогда доводы американских крючкотворов бредом никто не считал. Но почему же Гагарин приземлялся отдельно от капсулы? А потому, что разработчикам «Востока» не хватило времени, чтобы довести до ума систему мягкой посадки спускаемого аппарата. Вот и решили не рисковать и спустить Гагарина на парашюте. Чуть было не лишившись честно завоёванного первенства в космической гонке.

Готовя полёт Гагарина, Королёв очень спешил. И эта спешка могла дорого обойтись и первому космонавту, и самому генеральному конструктору. Беспилотные корабли, прототипы «Востока», собирались без должного опыта, которого тогда, естественно, ни у кого не было. Из пяти запущенных на орбиту космических кораблей, на которых должны были отработать системы управления пилотируемым полётом, взлетели только четыре. Из них трём удалось выйти на околоземную орбиту. А на землю вернулись лишь два корабля из пяти. При этом сегодня учёные признают: проблем не возникло лишь у одного космического корабля – того, который приземлился 19 августа 1960 года. Представляете себе, как рисковал Юрий Гагарин?

Георгий Филин

12.04.2016 12:09

Просмотров: 23574