Парусное научно-исследовательское судно ходило в экспедиции 35 лет

Необычные корабли. Немагнитная шхуна «Заря»

О научно-исследовательских судах – НИС – широкой публике известно немного. Слышали об известном НИС «Витязь», с которого измерили самое глубокое место в Мировом океане – Марианскую впадину (11 022 метра). Известен НИС «Академик Мстислав Келдыш», но только потому, что на нем снимался художественный фильм «Титаник». О герое сегодняшнего рассказа – немагнитной шхуне «Заря» известно гораздо меньше, хотя в советское время о ней писали много.

В этой статье мы расскажем о судьбе единственного немагнитного научно-исследовательского судна Советского Союза, на котором были совершены важные открытия.

Шхуны и баркентины из Финляндии

Финляндия вышла из Второй мировой войны без больших последствий. Но репарации СССР выплачивать всё же пришлось. Значительная доля репараций, кроме передачи Поркала-Удд в долгосрочную аренду под советскую военно-морскую базу и ряда других, пришлось на передачу СССР боевых кораблей и торговых судов, а также строительству гражданских судов различных типов и классов на финских верфях. Этим финны компенсировали значительные потери советского торгового флота во Второй мировой войне. Кроме крупных верфей в Хельсинки и Турку, в то время в Финляндии было несколько небольших судостроительных предприятий, которые специализировались на строительстве парусных судов для внутреннего рынка. За основу шхун и баркентин был взят проект парусного судна, разработанный финским кораблестроителем Госта Кинтзеллом. Представители Министерства Морского флота ММФ СССР и Министерства Рыбного хозяйства МРХ СССР лишь адаптировали его к нашим условиям. Немного отвлекаясь, скажем, что эти шхуны были не единственные деревянные суда, строившиеся после войны в Финляндии для СССР. Для Советского Союза строились серии зверобойных судов и судов для Полярной Гидрографии. Но это тема для другой статьи. Проект парусников был единым, но с верфей они уходили в нескольких вариантах. Во-первых, различие было в парусном вооружении. 72 парусника были трехмачтовыми шхунами, а 30 – баркентинами.

Шхуна Запад в Архангельске 2000 год (фото: Андрей Максимов)
Меридианас в Клайпеде 1972 год (фото: Андрей Максимов)

Корпуса так же строились в двух вариантах. Большая часть шхун были учебными парусными судами для ММФ и МРХ. Они были оборудованы для размещения курсантов. Вторую группу построили как транспортные суда, предназначавшиеся для рыбаков Камчатки. Такие транспортные шхуны доставляли грузы из прибрежных рыболовецких колхозов в Петропавловск-Камчатский. О перегоне из Лиепаи во Владивосток двух шхун «Коралл» и «Кальмар» капитан «Коралла» Борис Дмитриевич Шанько написал интересную книгу «Под парусами через два океана».

Серия была построена большая – 102 единицы. Строились парусники на четырех верфях: «Laivateollisuus» в Турку, «Aug. Eklof Ab» в Порво, «Valkon Laiva» в Ловийса и «F. W. Hollming» в Раумо. Суда вступали в строй с 1946 по 1953 годы. Шхуны были небольшими судами, водоизмещением всего 626 тонн. Их длина без бушприта составляла 40 метров (с бушпритом 49 метров), ширина 9 метров. Вспомогательный двигатель имел мощность 225 л.с. Экипаж шхуны в транспортном варианте 17 человек. Работали эти суда во всех морях, омывавших СССР – на Балтике, в Белом и Баренцовых морях, Азово-Черноморском бассейне, на Тихом океане. Как и любая большая серия кораблей и судов, она осталась в памяти нескольких поколений моряков и жителей прибрежных городов. Их часто снимали в кино. На счету финских шхун 8 популярных в свое время картин, таких как «Алые паруса», «Море студеное», «Дети капитана Гранта» и другие. После окончания активной службы (расчетный период эксплуатации 20 лет, часть шхун активно ходили по морям 30 лет), некоторые шхуны становились плавучими ресторанами. Люди с теплотой вспоминаю эти красивые суда. Почти все они были списаны в конце ХХ века. Чуть дольше прожил «Запад» в Архангельске. Сегодня осталось только одно судно – парусник «Меридиан» в Клайпеде. В свете суверенных националистических реалий прибалтийских стран парусник называется «Meridianas». Он имеет класс стоечного судна, прошел восстановительный ремонт, используется как плавресторан и является одним из символов города.

Немагнитная шхуна Заря (фото: ru.wikipedia.org/ Ibee)

Во время строительства серии АН СССР выступила с предложением перестроить одну из шхун в научно-исследовательское судно. Перестройка серьезно изменила проект. Дело в том, что, несмотря на то, что шхуна была сделана из дерева, она имела своё, достаточно большое магнитное поле. Оно формировалось с помощью деталей корпуса и различных механизмов, сделанных из магнитных материалов. Проект НИС на базе финских шхун предусматривал практически полное отсутствие магнитного поля судна. Были заменены все стальные детали. Гвозди и болты с гайками, которые использовались при строительстве, были медными. Подводная часть судна была обшита латунными листами, а все крепления, такелаж, якоря, и другие судовые механизмы индивидуально были сделаны из цветных металлов. Балласт на «Заре» состоял из гранитных валунов. Даже якоря на шхуне были из латуни, а якорные цепи из бронзы. Конечно, на судне были металлические детали и узлы – например, двигатель, генераторы, радионавигационное оборудование. Пришлось несколько перекомпоновать внутренние помещения судна, чтобы весь металл сосредоточить в корме, а измерительную аппаратуру – в носовой части. Кормовые отсеки были тщательно экранированы. Это позволило разместить на шхуне очень тонкое и чувствительное оборудование, ведь главной задачей «Зари» должно было стать изучения магнитного поля Земли.

Немагнитная шхуна «Заря»

Схема шхуны Заря (фото: Wikimedia Commons/ randewy.narod.ru)

Строго говоря, новая шхуна не была первым немагнитным судном. Впервые, такой немагнитный парусник построили американцы в 1909 году. Небольшая деревянная шхуна, «Карнеги» (её длина была 49 метров) прослужила 20 лет. На ней было проведено 6 экспедиций. Не все они были связаны с изучением магнетизма. Во время седьмой экспедиции, в 1929 году, во время захода на Самоа, на шхуне взорвался бензиновый двигатель, и она сгорела.

Марка посвященная шхуне Заря (фото: Wikimedia Commons/ USSR Post)

Шхуну назвали «Заря». Имя выбрали не случайное. Такое название носила шхуна полярного исследователя Эдуарда Васильевича Толля в его экспедиции 1900 – 1902 годов. Тогда искали мифическую землю Санникова. Основные характеристики шхуны (длина, ширина, площадь парусов) остались без изменения. Экипаж был больше, чем на транспортных шхунах – 27 человек. Во время экспедиций к нему присоединялись 9 учёных. Строили «Зарю» в Турку на верфи «Laivateollisuus», по понятным причинам, долго. Она стала последней шхуной, построенной для СССР. Корпус был спущен на воду в 1952 году, а в строй действующих «Заря» вступила только в 1956 году, когда строительство серийных шхун было уже завершено.

«Заря» вошла в состав научного флота АН СССР. Оператором шхуны стал ИЗМИРАН — Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Пушкина. Кроме изучения магнитного поля Земли, в экспедициях на «Заре» проводилось зондирование ионосферы и регистрирование нейтронов в потоке космических лучей. Научная карьера нового НИС началась в 1956 году. В 1957-1958 годах, «Заря» принимала участие в Международном геофизическом годе. Во время проведения исследований в рамках Международного года «Заря» шесть раз пересекла Атлантический океан, пять раз — Индийский, побывала в Средиземном, Карибском, Красном и Черном морях. Основной район экспедиций в рамках исследования АН СССР находился в южной части Тихого океана. Безаварийные рейсы «Зари» говорят о хорошей мореходности небольшого парусника. За 8 лет, с 1956 по 1964 год, шхуна прошла 300 000 морских миль – больше 555 000 км. Результаты исследований оправдали ожидания – были выявлены ранее неизвестные магнитные аномалии планеты, проверены и уточнены представления о структуре магнитного поля Земли.

Через 20 лет после ввода в строй, шхуна прошла капитальный ремонт. Деревянные мачты были заменены на мачты из немагнитных сплавов, гафельное парусное вооружение было заменено на бермудское. «Заря» стала трехмачтовой бермудской шхуной. Как и другие парусники из этой серии, она снималась в кино. В 1985 году на её борту проводились съёмки советско-болгарского художественного фильма «В поисках капитана Гранта».

«Заря» была широко известна как внутри СССР, так и в мире. В 1978 году в честь парусника был назван уступ на планете Меркурий — Zarya Rupes. Все закончилось с развалом СССР. В 1991 прекратились научные рейсы. В «лихие 90-е» «Заря» некоторое время стояла в порту Санкт-Петербурга, а потом без огласки, её списали и разобрали «на дрова». К сожалению, так бесславно закончилась жизнь самого известного научного парусника в мире.

Андрей Максимов

16.04.2024 14:30

Просмотров: 6939