Отечественная наука предлагает передовую технологию, но отечественной промышленности она, похоже, не нужнa

Невыносимо тяжёлая нефть

Российские исследователи изобрели инновационный способ переработки «тяжёлой» нефти. Перспективы у него вроде бы самые радужные, в том числе касательно увеличения выпуска горючего, однако есть ряд нюансов. И главный из них – для нашей нефтеперерабатывающей индустрии в её нынешнем состоянии новая технология может оказаться просто не нужной.

Спрос на нефтепродукты растёт, а запасы чёрного золота во всём мире постепенно истощаются, но главное – снижается их качество. Доля трудноизвлекаемой и «тяжёлой» нефти увеличивается – на последнюю сейчас приходится около трети всех запасов этого сырья в мире. В этом контексте «тяжёлая» нефть может стать альтернативой традиционной «лёгкой». «Тяжёлое» сырье характеризуется высокой плотностью и вязкостью, а также повышенным содержанием серы и тяжёлых фракций (смол и асфальтенов), что существенно усложняет его добычу, транспортировку и переработку. Так, знаменитую венесуэльскую нефть приходится в прямом смысле разбавлять дистиллятами, чтобы её можно было хотя бы закачать в танкеры. Это одна из основных причин, по которым нефтяные богатства Боливарианской Республики, считающиеся крупнейшими в мире, по сути, остаются маловостребованными.

Российские специалисты из Томского государственного университета (ТГУ) и их коллеги из Института химии нефти СО РАН (ИХН СО РАН) придумали новый способ переработки «тяжёлой» нефти. Как говорится в сообщении ТГУ, технология позволяет снизить в 1,6 раза выход побочных продуктов (газ и кокс) и почти в 5,5 раза снизить вязкость сырья. При этом почти на 40% повышается выход лёгких и ценных фракций, в частности бензина и дизельного топлива. Ноу-хау фактически позволяет производить из «тяжёлой» нефти так называемую синтетическую, с характеристиками, близкими к «средней» и даже «лёгкой» нефти. Вот только будет ли оно востребовано в России?

Справка

Для крекинга «тяжёлой» нефти специалисты ТГУ и ИХН СО РАН решили использовать биметаллические катализаторы на основе никеля и кобальта, которые формируются при процессе переработки солей этих металлов, растворённых в ацетоне. По словам учёных, никель ускоряет разрушение тяжёлых смол и асфальтенов, кобальт не даёт им конденсироваться в кокс, но ключевая роль у ацетона, который не только дополнительно замедляет образование кокса, но и идеально распределяет катализатор. Разработчики технологии также экспериментировали с водой и этанолом, но ацетон показал лучшие результаты. Кроме того, в силу небольшого расхода (4 килограмма на тонну) применение ацетона стало экономически оправданным.

Первым «подопытным» стала нефть с Зюзеевского месторождения в Татарстане. Содержание серы в ней составляет более 4,5%, смолисто-асфальтеновых компонентов – почти 32%, а лёгких фракций всего 30,8%. Опыты позволили увеличить выход последних более чем на 36% и снизить вязкость в 5,4 раза (до 138 кв. мм/с), а содержание серы – на 44%.

Гладко только на бумаге?

По словам разработчиков, применение новой технологии ещё и экономически целесообразно. Она «позволит эффективно перерабатывать тяжёлые высоковязкие запасы нефти на существующих заводах даже без их модернизации», подчёркивается в сообщении ТГУ. «При этом сократятся расходы на дорогостоящие вторичные процессы очистки и увеличится общий выход востребованного топлива». Что ещё важно – реактивы, необходимые для «облегчения» нефти (подробнее см. Справку), производятся в России, импортировать их не придётся.

«Сейчас мы увеличиваем сырьевую базу и проводим дополнительные исследования, чтобы с большей уверенностью говорить об универсальности метода. Кроме того, стараемся масштабировать процесс на проточной установке, имитирующей установки непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах. Но уже ясно, что исследуемые нами процессы можно использовать на существующих мощностях отечественных НПЗ без их существенной модернизации», – отмечает старший научный сотрудник Института химии нефти СО РАН Никита Свириденко (цитата с сайта ТГУ).

Замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев напоминает, что любая технология проходит несколько этапов: лабораторные испытания, опытно-промышленная эксплуатация и собственно промышленная эксплуатация. «Поэтому первыми вопросами должны быть: если технология успешно работает в лабораторных условиях, возможно ли её тиражировать до опытной и промышленной эксплуатации и сколько это будет стоить, – указывает эксперт. – Пока же это всё выглядит интересно и замечательно, но без конкретных экономических расчётов никакого эффекта не будет. Да, ИХН СО РАН заявляет, что технологию уже можно использовать на действующих мощностях, но пока мы не можем сказать, будет ли это экономически целесообразно».

А бензин дорожает

В декабре прошлого года глава Минэнерго Сергей Цивилёв говорил, что уровни переработки чёрного золота в России год к году не изменятся (в 2024-м было 266,5 млн тонн). Фактические прошлогодние объёмы официально не озвучивались, хотя в медиа­пространстве неоднократно всплывала тема внеплановых остановок и ремонтов НПЗ, что могло отрицательно сказаться на нефтепереработке.

Но в начале февраля вице-премьер Александр Новак заявил, что на внутрироссийском рынке сформировался излишек топлива. Именно поэтому в конце января был отменён введённый в прошлом году запрет на экспорт бензина и дизельного топлива для производителей нефтепродуктов. В противном случае, по словам Новака, пришлось бы снижать объёмы переработки. При этом для непроизводителей эмбарго на экспорт топлива осталось в силе до 31 июля.

Тем временем бензин и «дизель» продолжают дорожать, причём динамика усиливается. По данным Росстата, за период с 3 по 9 февраля рост потребительских цен на бензин составил 0,21% (за предшествующую неделю было почти вдвое меньше). Всего с начала года по 9 февраля бензин подорожал в среднем по стране на 1,63%, средняя стоимость литра составила 65,79 рубля (Аи-92 – 62,24 рубля, Аи-95 – 67,69, Аи-98 – 91,25 рубля). «Дизель» же с 3 по 9 февраля вырос в цене на 0,04% (неделей ранее было 0,01%), с начала года по 9 февраля – на 1,49%. Средняя цена солярки составила 77,35 рубля за литр.

Для сведения: по итогам прошлого года бензин в рознице подорожал на 10,78%, почти в 2 раза обогнав темпы инфляции (5,59%). Казалось бы, свежайшее изобретение наших учёных в такой ситуации приобретает особое значение. Но, видимо, всё останется по-прежнему: нефть будет всё «тяжелее», цены горючего – всё выше.

Тамара Сафонова, генеральный директор «НААНС-МЕДИА»

Тамара Сафонова, генеральный директор «НААНС-МЕДИА»

– Обычно качественные показатели сырья, включая вязкость, доводятся до стандартных требований на предприятиях добычи нефти, используя комплекс технологических решений – от подогрева до химической обработки, применения присадок и катализаторов.

По системе «Транснефть» транспортируется около 84% добываемой в России нефти, конкретные показатели вязкости обычно фиксируются в технических условиях на подключение к системе ПАО «Транснефть» и контролируются сторонами. Остальные добывающие предприятия либо имеют собственную инфраструктуру для экспортных отгрузок, либо поставляют на НПЗ железнодорожным транспортом невысоковязкую нефть, либо расположены в зоне добычи.

В этой связи разработанные катализаторы, вероятно, могут быть эффективными для применения на объектах добычи либо на НПЗ, которые расположены в зоне добычи нефти.

Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»

Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»

– Безусловно, «тяжёлой» нефти у нас много, но мы упираемся в российскую систему налогообложения: выгоднее просто добывать нефть и экспортировать её в качестве сырья, нежели перерабатывать внутри страны. Поэтому во главу угла становятся экономика процесса использования конкретно этого изобретения и экономика нефтепереработки в целом. Последней на сегодня в России нет вообще. Но только если оба фактора сложатся, применение новой технологии будет эффективным.

Филипп Разумовский

17.02.2026 11:00

Просмотров: 54