Основателя «Еврохима» Андрея Мельниченко лишают видов Швейцарии

Химия санкций

Федеральный административный суд Швейцарии рассматривает дело о лишении ВНЖ миллиардера из российского списка «Форбс» Андрея Мельниченко. Только на первый взгляд эта история выглядит как очередной акт санкционного давления – мотивы швейцарских властей могут быть совсем другими.

Миграционные власти Швейцарии предъявили Андрею Мельниченко претензию по поводу того, что он якобы слишком мало времени проводит в стране. При этом власти кантона Граубюнден, где у миллиардера вилла, выступают против лишения миллиардера ВНЖ. И это неудивительно: в истории взаимоотношений Мельниченко с Швейцарией сплелось много противоречивых интересов, завязанных на большие деньги.

Куда уходят деньги?

С прошлой весны Андрей Мельниченко с семьёй живёт в эмирате Рас-Аль-Хайма – у него имеется паспорт ОАЭ. Супруга и дети миллиардера обладают гражданством европейских стран. Много лет они жили в Швейцарии, пока ЕС не включил самого Андрея Мельниченко, а затем и его супругу Александру в санкционный лист. Прошлой весной миллиардер дал интервью швейцарскому изданию Die Weltwoche, в котором рассказал, как его семья пострадала от решения европейских властей. Однако в этой истории в первую очередь интересна не личная жизнь бизнесмена, а судьба его активов и место уплаты налогов.

Что касается холдинга «Еврохим» (один из лидеров мирового производства удобрений), то его головная структура EuroChem Group AG уже лет 10 как прописана в Швейцарии. Непростые с экологической точки зрения производства разбросаны по всей России, а вот прибыль от их работы оседает в швейцарских банках. И продолжается это до сих пор.

Где платит налоги со своих баснословных личных доходов сам Мельниченко, сказать непросто. Впрочем, с прошлого года бенефициаром созданного им бизнеса формально является супруга – бывшая сербская фотомодель Александра Мельниченко. Уж она с Россией точно никак не связана, о чём открыто говорит.

Сам Андрей Мельниченко попал под первые волны европейских санкций в марте прошлого года. Именно тогда он переписал бизнес на супругу. Однако вскоре и жена угодила в санкционный лист. Европейские власти на некоторое время заморозили счета EuroChem Group AG, но уже к прошлому маю стало известно, что компания работает в обычном режиме. Менеджмент холдинга через СМИ обратил внимание контрагентов, что «Еврохим» никогда не попадал под санкции. Швейцарская пресса поясняла: счета поставщика удобрений были разблокированы сразу же после того, как Андрей Мельниченко покинул совет директоров холдинга.

Российское юрлицо холдинга – МХК «Еврохим» – показало в прошлом году внушительные финансовые результаты. Прибыль по РСБУ выросла в 2,5 раза и достигла 107 млрд рублей. При этом происходят некие пертурбации в отношениях с материнской компанией EuroСhem Group AG. Известно, к примеру, что в прошлом году швейцарское юрлицо передало российскому обязательства перед банками на 24,8 млрд рублей со сроком погашения в 2024 году. Также была новость о том, что EuroChem Group AG открыла юрлицо в Дубае. Ещё сообщалось, что швейцарская компания купила долю в крупном бразильском дистрибьюторе удобрений – Fertilizantes Heringer. В общем, логика построения бизнес-империи Андрея Мельниченко сохраняется: в России предприятия «Еврохима», а прибыли могут быть и в иностранных юрисдикциях.

Исправить ошибки

Правда, теперь до конца непонятно, кто же контролирует финансовые потоки холдинга EuroChem Group AG и снимает с них сливки. Исходя из логики европейских санкций Андрей Мельниченко и его супруга лишаются возможности получать деньги. То есть доходы гипотетически должны быть заморожены на их счетах. Но что насчёт уплаты налогов с этих денег? Возможно, тем же вопросом задаются власти кантона Граубюнден. Понятно, что им не хочется терять такого заметного налогоплательщика, вот они и выступают против бюрократических гонений на семью российского олигарха. В то же время в Европе, вероятно, есть желающие заполучить с дисконтом активы химхолдинга в Бельгии, Германии, Эстонии и США. Возможно, поэтому основателя бизнеса и «оттирают» подальше путём лишения швейцарского ВНЖ.

Сам Андрей Мельниченко тем временем пытается выстроить новую структуру своего бизнеса, явно стараясь не порвать связей с Россией, где находятся источники его капиталов. В прошлом году он продолжал работать в РСПП, а в апреле стало известно, что миллиардер намерен вернуть себе контроль над акциями EuroСhem Group AG и угольной компании СУЭК, которые год назад публично были объявлены собственностью супруги. Заодно вскрылась и схема владения активами. Оказалось, что акции химического и угольного холдингов числятся в собственности Firstline Trust, зарегистрированного по законодательству Бермудских островов и управляемого доверительным управляющим на Кипре.

Мельниченко рассказал Forbes, что его выход из состава бенефициаров Firstline Trust был ошибкой. По его словам, это принесло ненужные неудобства его семье и не решило никаких проблем компаний. «В этой связи наша семья уже обратилась к трастовым управляющим и регуляторам с предложением вернуться к состоянию, неизменно сохранявшемуся с основания трастов до момента моего выхода из состава бенефициаров», – сообщил миллиардер.

Следующими логичными шагами угольно-химического магната были бы переезд в Россию и уплата налогов в стране, которая позволила ему разбогатеть. Вот только что делать в наших широтах с 118-метровой яхтой, которую удалось спрятать от евросанкций в ОАЭ, и с женой-фотомоделью, привыкшей жить на виллах в тёплом климате?

Тем временем

Глеб Майков

05.06.2023 12:00

Просмотров: 6409