НПЗ начали разбавлять топливо?
Бензин с «перегаром»
Первым тему задал телеграм-канал «База». Как сообщил он, владелица автомобиля Geely Cityray успела поездить на нём всего лишь пять дней, после чего машина начала резко дёргаться и дымиться бело-синим паром. Диагностика выявила поломку двигателя, за замену которого девушке пришлось заплатить 265 тыс. рублей. Вероятной причиной выхода мотора из строя было названо использование некачественного бензина.
Как выяснили следом СМИ, этот случай был далеко не единственный – похожие поломки происходили с другими моделями бренда: Monjaro, Tugella и Coolray. В Geely Motors подтвердили, что подобные ЧП действительно имели место. Отметив при этом, что всему виной не конструкция двигателей, а химический состав российского бензина, качество которого отличается от китайского. В связи с этим Geely теперь собирается обновить программное обеспечение электронных блоков управления двигателем, чтобы те могли «переваривать» российское топливо.
Китайские стандарты качества топлива GB 17930-2016 и правда выглядят жёстче требований, установленных российским ГОСТом. В частности, они предусматривают меньшее содержание свинца и повышенное содержание этанола, увеличивающего полноту сгорания. Однако китайские автомобили продаются в России уже не первый год, и если бы проблема действительно крылась в неподходящем бензине, то она бы всплыла давным-давно. Но о поломках начали говорить только теперь. Что же могло произойти?
Масла в огонь подлил глава Союза автосервисов России Юрий Валько. «Производители российского бензина начали экономить на качестве из-за невозможности повышать цены. Между этими слухами и тем, что произошло, есть связь. Многие стали повышать октановое число за счёт каких-то добавок из-за экономической ситуации на фоне дефицита в отдельных регионах. Такое уже происходило у нас на рубеже нулевых и 10-х годов на отдельных заправках. Сейчас, к сожалению, можем вернуться в ту же стадию», – привела его комментарий «Национальная служба новостей». И хотя позже Валько заявил, что его-де неправильно поняли (ещё бы, если учесть, какой поднялся шум), озвученная им идея начала получать поддержку. Вот и президент Независимого топливного союза Павел Баженов подтвердил в интервью «БФМ»: «Действительно, сейчас есть дефицит по бензину, и, чисто теоретически, это может приводить к тому, что отдельные игроки рынка в частных случаях могут вынужденно идти на какие-то меры или покупать у непонятных продавцов топливо».
«Какие-то меры» – это какие? «В связи со сложной ситуацией на топливном рынке НПЗ стали активнее использовать ароматические соединения в производстве бензина. Это позволяет нарастить выпуск высокооктанового топлива», – сообщил в начале октября «Коммерсантъ». Поясняется, что речь идёт о толуоле. С его помощью даже 76-й бензин можно без проблем превратить в дорогой 95-й, нехватка которого сегодня начала ощущаться во многих регионах страны. Вот только химики отмечают: при всех своих положительных качествах такие добавки имеют серьёзныё недостаток – под воздействием высоких температур ароматические углеводороды становятся главным источником образования нагара в моторах. Что, в свою очередь, ведёт к нарушению процесса сгорания топливовоздушной смеси и поломке двигателя. При этом вряд ли стоит надеяться, что производители топлива станут тревожиться, как бы с моторами не случилось беды, и тщательно соблюдать дозировку присадок. Ведь ещё в 2020 году, когда у нефтяников не было никаких проблем, Росстандарт сообщал: в 18 регионах страны каждая пятая заправка торговала некачественным бензином. Сейчас более-менее исправить ситуацию могут только тотальные проверки АЗС, констатируют эксперты. Но последуют ли они, большой вопрос.
Просмотров: 94