Назарбаев ищет способ передать власть по наследству

Трон елбасы

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о грядущем конституционном перераспределении власти в стране между президентом, парламентом и правительством. По сути, нынешнюю президентскую модель сменит президентско-парламентская система власти наподобие нынешней украинской. По нашей информации, это связано с опасениями Назарбаева, что его преемник не сможет единолично контролировать власть и потому ему будет нужна сильная подпорка в лице парламентской партии.

Вот дословная цитата президента: «Изменения должны быть. Речь может идти о перераспределении власти между ветвями: президентом, парламентом и правительством. До сих пор у нас была президентская власть, серьёзная вертикаль. По мере роста экономического среднего класса надо ослаблять президентскую власть и больше давать полномочий правительству, парламенту. Если будет такова воля народа, что надо будет переходить на другую систему управления, мы будем очень серьёзно над этим думать». Тезис о том, что «будем очень серьёзно над этим думать, если такова будет воля народа» – это красивые слова, которые никого не вводят в заблуждение. В Казахстане стратегию наперёд продумывает и всё решает «елбасы» – по-казахски «лидер нации». Такой титул официально (!) закреплён за Назарбаевым ещё с 2010 года.

Наследник Султан пока слишком мал

О реформе системы власти в сторону перехода на президентско-парламентскую систему Назарбаев заговорил ещё в 2007 году. Тогда СМИ – казахстанские и российские – запестрели сенсационными заголовками: «Казахстан меняет государственный строй». «Назарбаев берётся за развитие демократии». «Назарбаев меняет лицо Казахстана»… Однако дело ограничилось показушными мерами – сокращением срока полномочий главы государства с 7 до 5 лет, увеличением количества депутатов мажилиса (нижней палаты парламента) и сената и т.п. В этот раз, похоже, пришла пора заняться реальной реформой системы государственной власти.

Почему именно сейчас? В 2015 году Назарбаев был в очередной раз переизбран на пост главы государства, набрав 97,7% (!) голосов. Елбасы – один из рекордсменов по продолжительности правления на всём постсоветском пространстве, Казахстаном он правит – страшно сказать! – с 1989 года. И конкурентов, как видно по результатам выборов, даже на горизонте не просматривается.

Однако годы идут, Нурсултану Абишевичу уже 75 лет, и «эликсир бессмертия» ещё пока не изобретён. Потому всё актуальнее встаёт неумолимый вопрос – что будет дальше?

Как и полагается в авторитарной системе власти, всерьёз рассматриваются только кандидатуры родственников. Всем остальным доверить статус «преемника» рискованно. Ещё летом 2013 года лидер оппозиционного движения «Альянс за свободный Казахстан» Рахат Алиев (умер в 2015 году в Вене. – Ред.) предпологал, что Назарбаев хочет передать власть Султану – своему сыну от третьей жены, бывшей «Мисс Казахстан» Асель Исабаевой. Однако маленькому Султанчику на тот момент было лишь 10 лет. Значит, требуется «переходный период». Алиев считал, что на это время президент рассматривает только две кандидатуры: свою старшую дочь Даригу или бывшего главу президентской администрации и Комитета национальной безопасности Нуртая Абыкаева. Однако, как считал Алиев, «Назарбаева мучает вопрос, отдаст ли преемник потом власть его наследнику». Вот в этом гарантии нет. Что же делать? И здесь на помощь приходит такое нововведение, как переход Казахстана к президентско-парламентской республике…

Суперпрезидентская республика

Такой переход будет означать, что правительство станет формировать не единолично глава государства, а парламент – точнее, правящая в нём партия. Назарбаев не случайно заговорил о реформе сразу после очередных выборов в мажилис. Их итоги подтвердили, что ситуация в парламенте у президента абсолютно под контролем. Правящая партия «Нур Отан» получила свыше 82% голосов избирателей. Ближайшие конкуренты – Компартия и «Ак жол» – плетутся позади с 10-кратным (!) отрывом. Впрочем, и их нельзя назвать реальной оппозицией, таковая в парламент вообще не прошла. И коммунисты, и «Ак жол» поддерживают Назарбаева – точно так же, как все парламентские партии в России по отношению к Владимиру Путину.

Внешнеполитическая служба Евросоюза уже заявила о том, что «во время голосования, подсчёта голосов и подведения итогов выборов в Казахстане были отмечены серьёзные процедурные ошибки и нарушения. Вообще ни одни выборы президента и парламента с момента независимости с 1991 года в Казахстане, да и само избирательное законодательство, не признавались Европой честными и справедливыми. Но в данном случае это не суть важно. Главное – президент может быть уверен в парламенте. А значит, имеет возможность использовать его в качестве подпорки – хотя бы на переходный период.

Директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько констатирует: «Формат суперпрезидентской республики адекватен для харизматичного президента, однако среди возможных преемников Назарбаева адекватной фигуры не просматривается. С учётом этого казахстанская модель будет дрейфовать в сторону президентско-парламентской республики». Так же считает и ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров: «В центральноазиатских странах, особенно там, где лидеры находятся у власти с момента обретения страной независимости, существует очень серьёзная проблема механизма преемственности власти. Передача части президентских полномочий парламенту и правительству отчасти решает эту проблему. Именно поэтому, а не благородной цели ради главы государств будут обещать подросшей смене расширение права непрезидентских ветвей власти. Сути авторитарного правления это не отменит».

Игорь Дмитриев

11.04.2016 08:08

Просмотров: 5464