Началось расследование дела об «осквернения чувств верующих» постановкой оперы Вагнера «Тангейзер»

Дело против режиссера

26 февраля Новосибирская прокуратура возбудила дело в отношении режиссера постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора театра оперы и балета Бориса Мездрича за умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

Часть два статьи пять КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере до 50 тысяч рублей для граждан и до 200 тысяч рублей для должностных лиц или обязательные работы на срок до 120 часов. С чего все началось? На встрече с общественниками митрополит Тихон пожаловался, что в постановке «Тангейзера» Новосибирского театра оперы и балеты не соблюдаются права верующих: «…церковная символика в этой опере используется не по назначению. Верующие люди возмущены, пишут письма и звонят, просят посодействовать в соблюдении законов РФ», – заявил митрополит, при этом добавил, что написал жалобы губернатору, в прокуратуру и Законодательное собрание Новосибирской области.

Что характерно, сам служитель церкви спектакль не смотрел. Зато теперь проверкой постановки занимается следственный комитет Новосибирской области.

«Тангейзер» вышел на сцену новосибирского театра в декабре. Критика тепло приняла постановку. По версии газеты «Музыкальное обозрение» её признали «Лучшим спектаклем 2014 года». Пресс-служба театра напомнила, что спектакль получил высокую оценку профессионального сообщества, и его посетило более трех с половиной тысяч человек.

Возмущение православных вызвал элемент декорации спектакля – а именно постер, где некорректным показалось изображение распятия. Режиссёр Тимофей Кулябин уверен, что верующие просто невнимательно отнеслись к сюжету. Замысел постановщика истолкован неверно, считает и директор театра, нарушений российского законодательства он не видит. Признаётся, что обращение митрополита в прокуратуру стало для него неприятным сюрпризом. «Если бы такая глубокая мысль пришла бы к нам до выпуска, то, конечно же, мы бы откорректировали, — признался Борис Мездрич и добавил, что «сознательной и бессознательной провокации не было».

Тем не менее сейчас опера проходит проверку на предмет оскорбления религиозных чувств верующих. Отметим, что в постановке религиозные символы появляются несколько раз — в первый раз главный герой Тангейзер помещает распятие на плакат своего скандального фильма «Венерин грот», во второй раз с крестом уходит вглубь сцены в конце третьего акта.

«Оперный должен сохранить независимость и художественную политику»,– считает директор Большого театра Сибири. Пока репетиции идут своим чередом. Публика увидит «Тангейзера» в следующем месяце, в репертуар театра изменений не вносили, несмотря на судебные разбирательства. В марте спектакль планируют сыграть дважды: 14 и 15 числа.

Директор театра говорит, что открыт для диалога. Впрочем, готов и к встрече в суде. То, что закон был действительно нарушен – только предстоит доказать.

Новосибирский адвокат Николай Украинцев в беседе с Тайгой.инфо оценил вероятность возбуждения уголовного дела по статье о нарушении прав верующих «очень реальной». «Мы хотим получить второй процесс, подобный тому, что был над Pussy Riot ? Да, там у девочек была довольная спорная акция, она граничила с недопустимым, но в случае со спектаклем это, по-моему, дикость», – заявил он.

«Я считаю себя религиозным человеком, но просто так не оскорбляюсь. Очевидно, что нет дыма без огня, и идет какая-то нечистоплотная кампания против спектакля, значит это кому-то нужно. Следственные органы должны это учитывать и четко следовать букве закона», — отметил Украинцев.

«Тайнзенгер» – одна из лучших опер раннего периода творчества Вагнера. Мастерство оркестровки композитора в сочетании с замечательными хоровыми эпизодами и пленительной мелодикой сделали эту оперу необычайно популярной. Премьера состоялась в 1845 году в Дрездене. В России впервые поставлена в 1874 году (Мариинский театр, дир. Направник). В 1861 году Вагнер создал парижскую редакцию (с балетом, рядом других изменений). Среди современных постановок отмечают работу В. Вагнера (1961, Байрейтский фестиваль).

«Тангейзер» удостоился, как восторженных похвал, так и крайне резкого порицания со стороны критиков самых разных направлений. Наиболее влиятельный венский музыкальный критик Эдуард Ганслик, злейший враг Вагнера о «Тангейзере» вынужден был написать после премьеры оперы: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет... Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов».

Ольга Филиппова

27.02.2015 18:02

Просмотров: 3895