Набиуллина разрешила банкирам обманывать?

Эльвира Набиуллина раскритиковала «дикие практики» банков, когда они под видом одних услуг продают гражданам другие. Но бить по карману банкиров за это не будут.

На ежегодной встрече с руководителями российских банков глава ЦБ рассказала о вопиющем случае. Пенсионерка хотела положить деньги на депозит. Вместо этого ей оформили договор накопительного страхования жизни с регулярными взносами по 100 тыс. в течение пяти лет. Женщина пыталась отказаться, но работники банка убедили её, что другим способом вклад открыть нельзя. Более того, когда пенсионерка решила вернуться в банк и настоять на своём, её приняли только через 14 дней – после окончания «периода охлаждения», в течение которого можно расторгнуть договор с возвратом полной суммы. В результате председатель ЦБ напомнила банкирам, что в случае мисселинга (так называется продажа одних услуг под видом других) регулятор вправе остановить продажу и вернуть потребителю деньги.

И всё? В кризисном 2022 году российские банки заработали 203 млрд рублей. Да, это в 12 раз меньше, чем в 2021-м, но важно другое: банкиры смогли компенсировать себе убытки первой половины минувшего года и вышли в плюс. Экономисты объясняют это послаб­лениями ЦБ и быстрым снижением ключевой ставки. Но не последнюю роль здесь явно сыграло доверие россиян к банковскому сектору. Люди видят, что происходит с ценами, опасаются ухудшений в экономике и начинают сберегать.

И вот, придя в уважаемый банк, который, наверное, ещё и гордится своим крупным акционером в лице государства, человек попадает к липким менеджерам, «заточенным» на выполнение плана по продажам. По данным всё того же ЦБ, в 2022 году число жалоб на мисселинг выросло на 40% (до 5,8 тысячи). Эту статистику регулятор связывает с некорректной продажей паёв ПИФ, продуктов и услуг доверительных управляющих и полисов накопительного страхования жизни.

По сути, регулятор признаёт, что всё это не самодеятельность рядовых клерков, а системное явление. В некоторых (если не во всех) розничных банках для персонала проводят специальные тренинги: как продать клиенту услугу, нужную не ему, а начальству. И вот за это регулятор может только пальцем погрозить, никаких штрафов вводить не планируется? Хорошо, что Банк России принимает жалобы и отменяет сомнительные договоры. Но если пенсионеру с доходом в 20 тыс. рублей отказали в открытии вклада и затащили его в паевой фонд, о котором он ничего не знает… Какой же это мисселинг? Это похоже на самый настоящий обман! Люди устали от мошенников – многим по-прежнему звонят и выпытывают номера банковских карт и CVV-коды, а тут ещё и сами банки пытаются «нагреть» своих клиентов. И ещё: если прибыль от таких схем получает собственник банка, то почему бы ему из своего кармана не заплатить?

Василий Пускальн

07.03.2023 07:20

Просмотров: 11968