На каналах в Европе работали электрические буксиры, получающие энергию от троллейбусной сети

Необычные суда. Водные трамваи, буксиры-троллейбусы, туеры

Рассказывая о необычных кораблях, мы говорили о нестандартных функциональных задачах традиционных кораблей и судов. Но технический прогресс подчас движется по очень необычной траектории. Как Вы отнесётесь к средству прибрежного судоходства, которое движется по рельсам, проложенным на дне, а энергию получает от контактного провода, столбы которого установлены прямо в море? Это не выдумка Жюля Верна, а реальное транспортное средство начала ХХ века.

В этой статье мы расскажем о необычных технических решениях начала двадцатого столетия, и о том, как некоторые из них продолжают служить до сих пор.

«Косиножка»

Глядя на фотографии этого транспортного средства (не совсем понятно, как его классифицировать – может быть, как морской трамвай?), сложно отделаться от мысли, что это иллюстрация к романам Жюля Верна или Герберта Уэльса. Но эта транспортная система – назовем её так – реально существовала и работала. Почему автор отнёс её к судам? Посмотрите на фото – на флагштоке поднят флаг, есть спасательные круги и шлюпка. Но энергию для движения это сооружение получало от обычной трамвайной контактной сети.

История создания этого чуда следующая. В 90-х годах XIX века английский инженер Магнус Волк занимался строительством пригородной железной дороги в окрестностях, расположенного на побережье Ла-Манша английского городка Брайтон. Одно из ответвлений дороги должно было доходить до поселка Роттингдин. Надо сказать, что высота приливов в этой части Мирового океана достаточно высока. Поэтому рельеф местности для будущей дороги был сложен – он попадал в зону действия морского прилива. Чтобы не проектировать и строить сложные инженерные сооружения типа эстакад или дамб (а это существенно увеличивало стоимость работ), Волк предложил новый вид рельсового транспорта, который он назвал «Пионер». Суть предложений сводилась к следующему. На дне прокладывался железнодорожный путь (специальные рельсы на бетонных шпалах), рядом на высоких столбах высотой 7 метров – выше уровня прилива – монтировалась контактная сеть, аналогичная городским трамваям и пригородным поездам. По этим рельсам двигался специально спроектированный двухпалубный «вагон». На верхней открытой палубе располагались жёсткие сидячие места, в салоне находились кожаные диваны и буфет – как же без него. Общая длина маршрута была 4,5 км, скорость движения до 14 км/ч (она зависела от времени суток и силы прилива), количество перевозимых пассажиров – 150 человек. Общий вес «вагона» составлял 45 тонн. Каждая нога «вагона» опиралась на тележку в водонепроницаемом кожухе. Две тележки были ведущими, в каждой располагался электродвигатель мощностью в 25 л.с., а две были оборудованы тормозами. Электричество для «Пионера» вырабатывал специальный генератор, расположенный на одном из пирсов – конечной станции. Электростанция работала на угле, вырабатывала мощность 60 КВт. В первый свой рейс «Пионер» вышел в ноябре 1896 года. Стоимость проекта обошлась в 30 тысяч фунтов стерлингов. Сегодня это 2,4 миллиона.

К этому морскому трамвая прочно приклеилось название «Daddy Long Legs». Дословно это переводится, как «Папа длинные ноги». Так в Великобритании называют пауков-сенокосцев – косиножек. По понятным причинам, это чудо инженерной мысли проработало не долго. Были частые поломки, а однажды, во время шторма, «Пионер» лёг на бок. Закончилось всё достаточно тривиально. Через 6 лет после начало эксплуатации линии, городские власти приняли решение о строительстве волноломов вдоль побережья, и линию «Пионера» надо было перенести мористее. Магнус Волк посчитал это нецелесообразным, и проект закрыли. Он получил от городских властей компенсацию за закрытие линии. Ещё через 10 лет инфраструктуру (столбы и рельсы) разобрали на металлолом. Сегодня во время отлива на дне можно увидеть бетонные шпалы.

Не смотря на короткую службу, «Пионер» в Великобритании обрел популярность. В одном из фильмов сериала про Пуаро, главный герой, которого играет Дэвид Суше, переправляется на остров в Ла-Манше на подобном «трамвае».

Буксиры-трамваи для каналов

Мало кто из читателей знает, что к концу XIX века в Западной Европе функционировало около 20 000 км специально прорытых в качестве транспортных магистралей водных каналов.. Конечно, они сильно отличаются от наших Беломоро-Балтийского канала, Канала имени Москвы, Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов, построенных в 30-х – 50-х годах ХХ века. Отличие заключаются в габаритах каналов и шлюзов. Советские каналы рассчитаны на прохождение грузовых и пассажирских судов водоизмещением до 6 000 тонн (эта цифра средняя, она может изменяться в зависимости от проекта теплохода). Европейские каналы небольшие, рассчитанные на грузовые баржи водоизмещением не более 200 тонн. Но они раскинулись широкой сетью во Франции, Германии, Бельгии, Голландии и Швейцарии.

Немного отвлекаясь от темы, скажем, что эти каналы работают и сегодня. Их транспортная ценность, конечно, сильно снизилась, но зато по ним ходят круизные баржи (!) – старые баржи, переделанные под перевозку 15-20 туристов, которые не спеша пересекают континент и знакомятся с сельской жизнью Европы. Любопытный момент. На таких круизных баржах обязательно наличие велосипедов по количеству пассажиров. Туристы могут высадиться на берег и покататься по окрестностям, пока баржа не спеша двигается по каналу. Идея настолько прижилась, что стали строить специальные круизные теплоходы в корпусах и габаритах старых грузовых барж. Их длина около 40 метров, ширина 5 метров. Вместимость 22 пассажира и 6 членов экипажа.

Но вернемся к каналам. Первое время их таскали бурлаки. Да-да, обычные бурлаки, которых изобразил Илья Репин. Только западноевропейские. Но к 90-м годам XIX века их труд стал не эффективен. Водить караваны барж обычными паровыми буксирами было нельзя. Одной из особенностей европейских каналов были тоннели в горах. Обычные тоннели, прорубленные в горах при прокладке канала. Длина самого большого достигает 5,5 километров. Небольшие размеры тоннеля не позволяли проходить там паровым буксирам. К тому же дым из трубы делал невозможным нахождение людей на буксире и баржах. Баржи стали буксировать трактора, идущие вдоль берега канала. А потом инженеры нашли еще более экономичный вариант. К началу ХХ века страны, где была прорыта сеть каналов, были достаточно хорошо обеспечены электроэнергией. Возникла мысль – «скрестить» троллейбусы и трамваи, которые тогда бурно развивались в европейских городах и небольшие буксиры. Решение получилось элегантным и работоспособным. В корпус небольшого буксира, который по своим габаритам мог работать в системе европейских каналов, вместо паровой машины устанавливали электродвигатель., а на надстройки вместо мачты устанавливали пантограф, аналогичный трамвайному, или троллейбусному. Вдоль берега канала устанавливали опоры и монтировали контактную сеть. Один электрический буксир мог тянуть несколько барж с грузом. Эта система доказала свою работоспособность. Приговор ей вынесли габариты каналов. Небольшие баржи не могли обеспечить большой объём перевозок. К тому же, баржи с буксирами могли расходиться только в определенных местах, что уменьшала возможность перевозки грузов по каналу. Это была как однопутная железная дорога. Всё это привело к тому, что в 50-х годах массовое применение электрических буксиров завершилось. Электрическую сеть демонтировали, и сейчас каналы используются, в основном, для круизных туристических целях, хотя на некоторых каналах продолжается использование электрических буксиров.

Туер

Туер с караваном барж на Сене (фото: Wikimedia Commons/utilisateur alexandrin)

Туер – это особый класс речных судов. Принцип их работы следующий. По дну реки или канала уложена цепь, которая пропущена через специальную шестерню с барабаном на туере. Паровая машина вращает эту шестерню, и туер идет вдоль цепи, как бы перебирая его. Туеры, или, как их иногда называли, цепные пароходы, были широко распространены в конце XIX – начале ХХ веков. Первоначально они были созданы для замены бурлаков, и широко применялись как в Европе, так и в России. До появления электрических буксиров они водили караваны барж и по европейским каналам. Как мы уже говорили, паровые корабли были не самым лучшим вариантом для каналов в Европе из-за тоннелей, поэтому их и заменили электрические буксиры. А в 20-е годы ХХ века специально для канала Сен-Кантен было построено 3 туера на электрической тяге по типу электрических буксиров. Они служили до 2005 года, проводя караваны барж через тоннели на канале. Туеры работали на 20-ти километровом участке канала, где находятся два самых длинных тоннеля. Такие электрические суда вели от 10 до 40 пенишей. Пениш – это речная баржа для перевозки грузов по каналам длиной до 40 метров. Туер с караваном проходил 20 км за 10 часов. В сутки по каналу проходили два каравана в одном направлении. Один из электрических туеров стал музеем.

Туер с баржами на Мариинской системе. Начало XX века (фото: Сергей Прокудин-Горский)

Наиболее эффективным было использование туеров на прямых участках рек или каналов. Если русло было извилистое, эффективность туеров значительно падала. Туеры работали на реках до 30-х – 50-х годов ХХ века в тех местах, где было сильное течение, и обычные колесные или винтовые пароходы не выгребали против него. Сегодня их практически не осталось. Об одном исключении мы расскажем чуть ниже.

В России туеры работали на Шексне, Верхней Волге (от Твери до Рыбинска) и на Свири. От Твери до Рыбинска по дну рек была проложена цепь длиной 395 км. На этом маршруте работало 14 пароходов-туеров, а всего в конце XIX века в Российской империи было 26 туеров.

Казачинский порог Туер Дизель-электроход Енисей (фото: Wikimedia Commons/Svetlov Artem)

В наше время эпоха туеров прошла, хотя в России есть одно значимое исключение. На реке Енисей есть проблемное место для судоходства. Это Казачинские пороги. Там русло реки пересекает отроги Енисейского кряжа. Из-за этого скорость течения достигает рекордного для равнинных рек России значения – 20 км/ч. Даже современные речные теплоходы с их мощными силовыми установками не могут двигаться против такого течения. Длина порогов 3,5 км. С 1903 года на Казачинских порогах работал пароход-туер «Ангара». В 1964 году ему на замену пришел дизель-электроход-туер «Енисей». Это судно водоизмещением 620 тонн, диной 58 метров и скоростью хода 31 км/ч. «Енисей» работает до сих пор, и пока замена ему не планируется. Особенностью конструкции «Енисея» является то, что это судно может работать как туер и как обычный буксир. «Енисей» – единственный действующий туер в составе речного флота России.

Андрей Максимов

28.07.2023 14:30

Просмотров: 3122