На информационную войну в Интернете тратятся десятки миллионов долларов

Борьба в Сети

Когда-то рупорами идеологической войны на советском телевидении были программы «Международная панорама» и «Сегодня в мире». Сейчас передача «Международное обозрение» на телеканале «Россия 24» не входит и в сотню популярных программ. Зато в виртуальном пространстве разворачиваются настоящие сражения.

На них тратятся огромные деньги. Чтобы внедриться в сетевое пространство «Одноклассников», «В контакте», в русскоязычные сегменты Facebook и Twitter, Америка собирается потратить в ближайшее время более 15,5 млн долларов. Россия готовит «симметричный» ответ.

Я ушла из Живого Журнала, где была популярным топ-блогером с многотысячной аудиторией подписчиков, потому что на смену «свободному общению» пришли нетерпимость и травля. Это стало следствием процесса монетизации – заработка в социальных сетях. Самый выгодный сетевой бизнес на сегодня – политический.

Россия и Америка: схватка в Интернете

Наши доморощенные идеологи виртуальных войн предпочитают действовать методом материальной заинтересованности. Сейчас в патриотическом сегменте Рунета сделали ставку на «простых россиян». Показательно, что там не платили никаким «топовым блогерам». В их информационном поле сеть влиятельных фигур отсутствует. «Теперь это не звёздная галактика из громких имён – это сеть, покрытая незаметными анонимами. Это люди с улицы, они никаких взглядов не имеют – чистый лист, они просто трудятся за зарплату. В недавно взломанной и слитой переписке попался сердитый документ от имени «патриотичного» блогера и по совместительству писательницы Марины Юденич, которой обещали финансирование новостного сайта, зарплату 250 тыс. рублей и прочий шоколад, а вскоре перестали платить», – рассказывает блогер Олег Макаренко.

Иная политика у американцев. Блогер, главный редактор PolitRussia.ru Олег Макаренко рассказывает: «Американцы предпочитают работать точечно, с ключевыми фигурами. По рассказам опытных петербуржцев, в начале 90-х годов при консульстве США работала некая госпожа Савко, которая организовывала поездки наших журналистов в Америку. Такие поездки продолжались до трёх месяцев, разумеется, американская сторона их полностью оплачивала. На контрасте с разрухой того времени журналистов ждал самый настоящий шок: потрясающие картины процветания жирной и свободной Америки. В процессе ознакомительного тура журналистам непременно давали посидеть на какой-нибудь политической конференции, на которой объяснялось, что всех этих потрясающих успехов удалось добиться исключительно благодаря либерализму и демократии…

Сколько съездило тогда по этой программе народу? Несколько сотен журналистов? Несколько тысяч? Не больше. Затраты – копеечные.

А результат налицо: до сих пор наша пресса насквозь либеральна, и даже в курилках Первого канала и радио «Маяк», будьте уверены, на полном серьёзе считают Ходорковского честным бизнесменом и до дрожи в пальцах ненавидят мифических «жуликов и воров».

Наполеоны украинских соцсетей

Самые жёсткие баталии разыгрываются сегодня по теме Украины. Поражает массовая мобилизация, проведённая в виртуальном пространстве Украины. Причём посты украинских блогеров зачастую похожи друг на друга, как близнецы. Причина проста. Давний соратник, менеджер и кум Петра Порошенко Юрий Стець, недавно возглавивший министерство информационной политики Украины, анонсировал создание координационного центра блогеров, который доносил бы правдивую информацию о ситуации в стране и опровергал ложные новости.

А как у них?

В ближайших планах США – создание цифрового медиадепартамента «для борьбы с дезинформацией в российской медиасфере» на базе чешского офиса радио «Свобода», которое финансируется федеральным бюджетом США. Русскоязычному сервису Google предполагается заплатить 100 тыс. долларов за продвижение в Рунете радио «Свобода» и «Голоса Америки». Помимо идеологической войны в Рунете США планируют использовать также месседжер WhatsApp. Так что «штаб-квартира» прокремлёвских блогеров в Ольгине – это, в общем, ничто в сравнении с американскими информационными компаниями.

Несколько лет назад в СМИ просочилась информация об американской военной базе во Флориде, в которой Госдеп собирался открыть центр управления ботами. Цитирую британскую The Guardian: «Единый пункт управления расположится на базе ВВС США «Макдилл» близ Тампы (Флорида) и будет функционировать в круглосуточном режиме. Работать в нём будут до 50 операторов, каждый из которых сможет контролировать до 10 фиктивных юзеров, так называемых марионеток (ботов), зарегистрированных в различных странах мира. В контракте сказано, что каждая онлайн-персона должна иметь убедительную легенду. Также предусмотрена изощрённая система защиты от разоб-

лачения».

В этой связи министерство информационной политики разработало сайт www.i-army.org информационных войск Украины, где отмечается, что каждый украинец с доступом к Интернету может внести свой вклад в информационную борьбу. Для участия в ней нужно вступить в ряды информационных войск путём регистрации на сайте, строго выполнять полученные задачи и ежедневно уделять время информационной битве, говорится на сайте. Вопрос о денежном содержании для диванного войска пока стыдливо умалчивается. Однако тот факт, что некогда аполитичные украинские блогеры, зарабатывавшие, например, на рекламе beauty-товаров и услуг, рекламировавшие рестораны, теперь пишут по нескольку политических постов в день, наводит на меркантильные мысли… Кстати, по официальным данным, Кабинет министров Украины выделил на функционирование министерства информационной политики 4 млн гривен.

От Роскомнадзора – никаких тайн!

В свете всех этих событий сообщение о праве Роскомнадзора на просмотр личных сообщений россиян кажется вполне невинной мерой. Напомню: премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому Роскомнадзор получил официальную возможность проверять и анализировать всю информацию в Интернете, в том числе и личную переписку граждан. Правда, нас уверяют: все проверки будут проходить только после запроса от сотрудников правопорядка. По мнению оппонентов, это нововведение чревато разглашением конфиденциальной информации, причём виновника утечки невозможно будет привлечь к ответу.

Социальные сети были в своё время созданы Пентагоном в целях слежки и сбора сведений о гражданах, так что ничего нового Роскомнадзором изобретено не было. Для провайдера и спецслужб анонимности давно не существует. У правоохранительных органов для доступа к информации о пользователе есть целый арсенал средств, позволяющих не только идентифицировать пользователя, но и получить доступ к его переписке и персональным данным. Facebook ещё в конце 2011 года запатентовал систему слежения за пользователями вне пределов социальной сети.

Я спросила у генерального директора компании СТВ Евгения Харыбина, предоставляет ли он персональные данные пользователей своих социальных сетей по требованию спецслужбам. И услышала предельно откровенный ответ: «Конечно, предоставляем. По закону о связи, принятому в России, провайдер должен сертифицировать узел связи в ФСБ. Теоретически спецслужба должна подключить своё оборудование. Но чаще всего они его не подключают, поскольку то ли оборудование старое, то ли лень. Заканчивается всё тем, что они звонят нам пару раз в месяц и просят данные по некоторым IP- адресам. По закону о связи мы не имеем права в этом отказать».

Ирина Мишина

20.04.2015 09:56

Просмотров: 3312